И потом ещё по радио случайно услышали интересный факт: царица Клеопатра по времени ближе к полёту человека в космос, чем к пирамидам. А ведь правда... Я об этом никогда не задумывалась. Египет представлялся единой, древней и тёмной глыбой, таинственно скрупулёзной. Что-то такое навеки законсервированное, тщательно и многослойно упакованное. Каменные блоки между их временем и нашим так плотно пригнаны, что не проникнет и молекула света.
А там, оказывается, даже в самом Древнем царстве жили люди. Ели и пили, и с помощью простейших инструментов создавали поразительные вещи. Украшения - ладно. Но вот эти немыслимые ряды иероглифов на камне, эти сцены из жизни и смерти, эти звероголовые боги со всей сложной атрибутикой... Годы и годы уходили на один только маленький фрагмент, будь то взвешивание сердца на загробных весах, или воскресший Осирис. Но те мастера могли себе позволить. Куда торопиться-то? Не на продажу творим, не чтобы конкурирующую фирму обогнать. Для вечности стараемся. Поэтому жизнь можно и не экономить,тем более что здесь, на земле, всего лишь краткая, случайная остановка, а настоящий путь начнётся потом. Так почему бы не покорпеть десяток-другой лет, когда самый простой день так бесконечно долог? Великий Ра ведь тоже никуда не торопится.
О чём думали те далёкие мастера, гравируя на золоте тончайшие узоры? Покрывая синим и красным каждую отдельную микрочастицу ладного и неподъёмного саркофага. Всё предусмотреть, обо всём позаботиться. Сопроводить со всеми почестями желудок и печень в отдельных сосудах, а на каждый палец руки и ноги создать специальную золотую накладку. Ещё интереснее, о чём думал фараон с разрисованными глазами и полосатым немесом на голове. Неужели тоже ел, пил, спал как все? Или так сразу и родился - мумией?
На всех египетских выставках я перехожу в другое состояние. Их затемнённое пространство похоже на сон. И всё думается, что вот у них, в древнем мире до нашей эры, было так мало вещей, при этом до нас дошло поразительно много. А у нас много, очень много, чуть ли не каждую минуту ещё больше вещей, но в основном выглядят они так, будто и не собираются никуда доходить. Созданы жить здесь и сейчас. Вся надежда на пластик. Говорят, что он разлагается в земле примерно столько же, сколько от нас до царицы Клеопатры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий