Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 14 октября 2020 г.

"Нечётный закон"


   Бориса Алмазова я люблю с детства. С повести "Я иду искать", которая и в наши дни может стать интересным и актуальным чтением для учеников примерно 5-6 класса. В этой книге есть всё, что нужно. Ведь недаром она переиздана и давно отсутствует в продаже.

   Для тех, кто младше, будут хороши рассказы Алмазова. Сборник "Серёга и Пифагор" - безусловная удача в море и мире современной литературы для младших школьников, хоть я и не назвала бы его ровным. Пёстрая книга. Здесь и бытовые юмористические рассказы из жизни друзей-третьеклассников, и лирический "Серебряный конь, золотые копыта"... А уж с "Козловым и Барановым" и вовсе придётся помогать; мы бы в свои девять-десять справились, а вот нынешние - вряд ли. Но действительно прекрасное стоит усилий.

А самым любимым стал рассказ "Нечётный закон". На таких умнеется хорошо.

   "Настоящий футбольный мяч с покрышкой и с камерой стоил безумных денег. Но дело было не только в деньгах! Деньги мы бы всем классом накопили - мяч для нас был самой необходимой вещью! Просто его негде было купить!"

   Объяснять приходится не только это, но и многое другое. Например, почему для Серёги таким важным событием стала покупка новых (длинных!) брюк, и в чём была личная Серёгина трагедия, когда он в первый же день сел в этих брюках на кусок смолы. Но это в рассказе "Задумчивые брючки".

   А тут вдруг Серёга одолжил мяч на три часа, и всё ринулись на пустырь. Я и сама, честно говоря, не понимаю всеобщего футбольного угара тех лет. Но у каждого времени, видать, свой угар.

   Пустырь с одной стороны огорожен забором, за забором какой-то "НИИ", куда приезжает на чёрной легковой машине тётенька-полковник, в очках и с папиросами "Казбек". Таинственный и приметный персонаж.

   И вот однажды мяч залетел прямо в открытое окно второго этажа этого НИИ, Серёга и Боря-Пифагор отправились мяч вызволят, а в кабинете - та самая полковник, только уже в белом халате. Серёга предсказуемо начинает ныть: тётенька, отдайте мячик. А тётеньке интересно другое. Как он тебя назвал? Пифагор? Почему Пифагор?

" - Я спрашиваю, - сказала очкастая, - почему тебя называют Пифагором?

 - Дураки! Вот и называют! - сказал я, глядя в пол.

 - Сам ты дурак! - сказал Серёга и заискивающим голосом объяснил: - Он, тётенька, думает, что открыл нечётный закон!

 - Кто думает?

 - Пифагор!

 - Настоящий или вот этот фрукт? - сказала тётенька. - Совсем вы меня заморочили.

 - Наш, - сказал Серёга. - Тётенька, отдайте, пожалуйста, мячик!

А я всё стоял и прикидывал, как бы так метнуться, чтобы схватить мячик - и в окно. Тем более что окно открыто.

 - Отстань ты со своим мячиком! - заругалась на Серёгу тётенька. - Ты что, серьёзно предполагаешь, что открыл математический закон?

 - Чего мне предполагать? - сказал я, глядя в её круглые очки. - Я не предполагаю. Я открыл!"

   Тётенька быстро выставляет Серёгу за дверь - нытик ей не интересен. На, ты, на, забери свой мячик, не мешай только! А в Пифагора вцепилась: быстро излагай свой закон.

"Ну! - сказала тётенька.

 - Если много разных цифр складывать, то можно, не считая, отгадать, какой будет ответ, чётный или нечётный!

 - Так! - и она вдруг улыбнулась. - Каким образом?

 - Нужно сосчитать, сколько в примере нечётных чисел...

 - Нечётных, так! А чётные?..

 - Если нечётных чисел чётное количество, значит, и ответ будет чётный! Вот и весь закон, - сказал я. - Мне можно идти?

 - Погоди! Погоди! - сказала тётенька"

   И тут же хватает мел, и пишет на доске, и в дверь стучат, а она только отмахивается: после!после! И тормошит нового Пифагора: механику, механику давай! Думай, почему так происходит, что ты заладил: мы это ещё не проходили?  


"И тогда я тоже придвинулся к ней и сказал тихо:

 - Все числа чётные!

 - Как это? - шёпотом спросила тётенька.

 - Все чётные! Только некоторые из них лишнюю единицу прихватывают!

 - Зачем?

 - Не знаю, - сказал я, - может, от жадности. И становятся нечётными!

 - А может, не прихватывают, а теряют... От безалаберности... А? И становятся нечётными?

Я подумал и сказал:

 - Может быть! Но мне лучше думать, что у них эта единица - лишняя."

   Великий и звёздный час, который хоть редко, хоть один раз в жизни, но всё-таки переживает каждый человек: когда другому человеку действительно интересно всё, что ты говоришь. И ничего важнее этого для него сейчас в мире нет. Это самый верный способ стать умным и счастливым, и открыть в мире все оставшиеся законы.

 - Я думаю, - сказал Игорян, - что когда число идёт вперёд, то находит единицу, а когда назад - теряет.

   Да ведь и с людьми точно так. Только вперёд, даже если не всё понятно. Почему эта женщина смеётся, а потом плачет, и снова смеётся? От того, что потеряла , но потом всё равно нашла. Строго по закону нечётных чисел. 

 

Сборник "Серёга и Пифагор" на Лабиринте

2 комментария:

  1. Стали переиздавать книги Алмазова? Как же давно я не видела их даже в библиотеке. Только помню "Я иду искать" - такая старенькая и растрёпанная.
    Спасибо, Ирина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, переиздают! И много. Я года два тому назад купила сборник "Пирожное для Пушкина", тоже очень хороший, с современными рассказами. А "Я иду искать" была переиздана в первоначальном своём варианте, с теми же иллюстрациями, что очень приятно. Я хотела купить новый экземпляр, чтобы свой заслуженный лишний раз не трепать зря (до сих пор перечитываю время от времени), но не успела - раскупили очень быстро.

      Удалить