Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 26 декабря 2014 г.

Пять часов плюс три часа


Эвелина Васильева. Ценители оперы и балета
Любители опера и балета
   Мои подруги Лена и Галя - большие поклонницы высокого искусства, в котором мы впереди планеты всей. Весь репертуар Театра Оперы и Балета они знают наизусть.
Если Лену разбудить ночью и попросить перечислить в алфавитном порядке имена и фамилии всех солистов, она не собьётся ни разу. Может быть, даже ещё и отчества прибавит - от себя. И, разумеется, звания.
   Если так же внезапно вырвать из объятий Морфея Галю и спросить её мнение относительно того, как ей показалась арфистка в предпоследнем акте последней прослушанной оперы, она не задумается ни на секунду.
   Любое движение палочки в руках главного дирижёра театра Айнарса Рубикиса преображает моих подруг. Они приходят слушать "Мессу" в третий, в четвёртый раз - сначала из амфитеатра, потом из партера, потом из первого ряда партера. Как истинные ценители, они хотят полноты ощущений.
   Билет на большую декабрьскую премьеру мне подарила Лена. Предновогодний оперный особенно красив. Он замер в предчувствии "Щелкунчика", а вокруг - огни и торжество. И главная городская ёлка уже сверкает в полную силу. И сказочно всё в этом мире бушующем.
   Нет, невозможно пройти мимо оперного театра в декабре. Может быть, он кажется мне особенным оттого, что я редко там бываю? Не драма предстоит, не весёлый мюзикл, не легкомысленная оперетта, но сам "Тангейзер" Рихарда Вагнера! Грандиозное культурное событие. Именно так.
   Очевидно, моё подсознание переволновалось и показало мне сон накануне премьеры, в котором я (конечно же!) опаздываю в театр, поспешаю со всех ног, а ноги (естественно!) вязнут в глубоком снегу. Но успела всё-таки. И дама, отрывающая от моего билета кусок на входе, успокоила: "Не волнуйтесь, успеете насмотреться и наслушаться. Окончание спектакля в 11 часов вечера".
   Уже перед самым выходом из дома внутренний Голос мне посоветовал: "Не бери 500 рублей, бери тысячу!" "Разве ты забыл, Голос, - ответила я, - что в театре я бываю очень часто, вот только на прошлой неделе слушала мюзикл в "Глобусе"? И в оперном, если уж на то пошло, бываю иногда. Мне ли не знать, сколько стоит пирожное и бокал вина?" "Возьми, возьми, - мягко настаивал Голос, - на всякий случай."
Я вспомнила свой сон, взяла тысячу и ещё немного сверх.
   Оказалось, что за неделю цены... как бы сказать. Не то чтобы подросли, а совершили прямо-таки  пубертатный скачок. Из 36 размера ноги перемахнули сразу в 45. Кроме того, у них, можно сказать за одну ночь, выросла неимоверная грудь, и этой грудью они встретили меня сразу у столика с программками. " Не семьдесят, - грустно и понимающе сказала милая женщина, принимая у меня мелочь, - а сто семьдесят."
   И тут же я услышала за спиной обрывок разговора - мужчина обращался, видимо, к своей спутнице: "Всё равно 5 часов сидеть..." И тогда я поняла, что сон мой был вещим, а внутренний Голос плохого не посоветует.
   А когда мы пили в буфете любимое шампанское брют (300 рублей маленький бокал), заедая золотой шоколадкой и серебряным бутербродом, Лена сказала между прочим, что один из двух антрактов будет продолжаться целый час: декорации очень сложные, очень эффектные, чтобы их поменять, требуется время.
   Было очевидно, что перспектива столь длительной встречи с прекрасным приятно волнует Лену. А когда человек искренне предвкушает, и сам невольно начинаешь предвкушать.
Мы прошли в зрительный зал. Заняли места. Я правой стороной подпитываюсь священным трепетом от Лены, слева Галя тоже излучает. Мои подруги, как истинные знатоки, небрежно перебрасываются фразами через мою голову: "Сегодня Чурилова поёт" и прочее.
   Появляется маэстро Рубикис. Зал аплодирует. И я понимаю, что весь театр - от первых рядов партера до последнего яруса - сплошь знатоки и ценители.
   Один из двух антрактов действительно оказался длинным - не час, конечно, но минут 40. Впрочем, это уже не имело значения. Слушая оперу, я в определённый момент утрачиваю связь с реальностью, чувство времени пропадает абсолютно. Можно слушать 3 часа подряд, 6 часов, 12 часов... "От Севильи до Гренады". И хоть опера - не близкий мне вид искусства, но я очень благодарна ей за то, что она словно притормаживает движение моего тела во времени и пространстве, давая таким образом фору душе. Герои оперы мучительно долго умирают, бесконечно сходят с ума, замедляют боль, растягивают по поверхности жизни, дают возможность насладиться ей.
   С учётом поклонов и гардероба получилось ровно пять часов. Лена и Галя выглядели бодрыми и отдохнувшими. И говорили мне с большим пониманием, что да, Вагнер в таких количествах нетренированному организму может быть тяжёл. Но мне не было тяжело, мне было странно. Лёгкое безумие, другая реальность. Само пройдёт.
   При этом у меня совершенно вылетело из головы, что на завтрашний вечер давно запланирован поход в другой театр. Малая сцена, начало в шесть. "Спектакль длинный. - предупредила другая моя подруга Ира, как и я, ценительница драмы. - Три часа".
   Как? Три часа! Всего-то! Пустяки какие! Денег только не забыть взять побольше, чтобы хватило на бриллиантовое мороженое в антракте.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий