Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 30 декабря 2014 г.

"Сирота казанская"

  Есть ещё один фильм, который я, как и незыблемую "Иронию судьбы", обязательно пересматриваю во второй половине декабря. Называется он "Сирота казанская" (1997 год, режиссёр В. Машков). Очень рекомендую тем, кто испытывает трудности с новогодним настроением.
   На дне "Иронии судьбы" лежит грусть. Хирургический принцип, о котором говорит Наде осмелевший Женя Лукашин: "Иногда мне приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо", к жизни применим не всегда. Каждый, кому случалось ломать руку или ногу, знает: сростись-то срослось, но беспокоит порой. А ещё бывает, что, несмотря на все усилия хирурга, срастается неправильно.
   На дне "Сироты казанской" лежит покой и любовь. Может быть, оттого, что вместо трёх друзей-бесов, которые ставят в праздничную ночь свой тёмный двусмысленный эксперимент, к героине "Сироты казанской" являются под Новый год три ангела.
   Сюжет фильма в двух словах таков. Молодая деревенская учительница Настя хочет найти своего отца, которого никогда не видела. Знает только, что зовут его Павел, что познакомился он с Настиной матерью на юге, в пансионате "Солнечный".
   Настя публикует в газете неотправленное письмо своей матери (которая умерла), и на него откликаются сразу три Павла. Все они появляются в Настином доме в канун Нового года. Каждый уверен в том, что именно он и есть настоящий отец.
   Все трое Насте глубоко симпатичны. И когда Павлы просят показать им фотографию возлюбленной Гали, чтобы развеять сомнения, Настя придумывает небылицу, будто бы жених Коля увёз альбом с фотографиями в райцентр - чтобы заказать портрет.
   Маленькая компания очень весело встречает Новый год. А утром один из Павлов, проснувшись первым, обнаруживает альбом и понимает: это не та Галя. И уходит молча. Потом второй Павел. И наконец, третий. Оказывается, все они были влюблены в другую девушку.
Встречаются в купе - как чужие люди.
  Не успев набрать скорость, поезд резко тормозит. Это Коля перекрыл путь своим мощным трактором. А сама Настя бежит вдоль состава, и находит за одним из окон людей, ставших для неё родными.
   Пространство фильма не типовое (дом 25, квартира12), а мифологическое, сказочное. Если Илья Муромец победил Соловья Разбойника, значит, мир устанавливается на всей земле. Если в одном доме счастье и пир горой, значит, и везде так.
   Дом Насти совсем не похож на жилище молодой учительницы, разве что троим из Простоквашино подойдёт. Стены бревенчатые, печь на полгорницы, в одном углу - фляга для воды, в другом - допотопная радиола. Половички домотканые, и телевизор не работает.
Что за время? Вечность... Правда, жених Насти Коля вносит кое-какую ясность: "Время пять, пока доедем - шесть. Ещё подарки всем купить надо, а там, туда-сюда, глядишь -  и Новый год."
   Заклинание произнесено. И начинается туда-сюда. Первым на свет матерчатого абажура, как по волшебству, является Павел Оттович Брумель (В. Гафт). Печальный аристократ, фокусник.
Следом за Брумелем прямо из небесных сфер прибывает Павел Андреевич Кавешников (Л. Дуров), лётчик-космонавт, подполковник в отставке. Обаятельный и простоватый.
И, наконец, переодетый Дедом Морозом, вваливается в дом Павел-корабельный повар (О. Табаков). Бросил все моря и примчался. Мы не знаем его отчества и фамилии. Царь. Просто царь. Очень приятно.
   И вот они трое встали как лист перед травой. Подарки принесли - три плюшевых собаки с огромными глазами. А нам ещё в детстве Андерсен рассказал, зачем такие собаки нужны - желания исполнять. Человек ведь чаще всего мечтает о незамысловатом: чтобы прочно было, чтобы тепло, чтобы семья.
   Ни у одного из возникших Павлов ничего этого нет. Неприкаянные, одинокие, бездомные. Ринувшиеся на зов через всю страну, через все моря-океаны. Им подвластны стихии (вода, воздух, магия), но недоступны простые человеческие радости. Будто бы и не было в их жизни ничего, кроме короткой истории любви - то ли в Сочи, то ли В Гаграх, то ли в Ялте...
   Три Павла берут на себя всё. Быт - украсить ёлку, починить телевизор, приготовить праздничный ужин: "Сегодня у нас в праздничном новогоднем меню! Закуски: охлаждённые мидии под лимонным соусом, фондю из птицы под соусом из ананаса и паприки. Горячее: рыба с беконом, цыплёнок по южно-французски. А также десерт: коктейль "Ананасовая глазурь" и блинчики с апельсиновым сиропом. Вопросы есть?"
Они по-родительски благословляют Настю и Колю. Подарок от родственников - огромный торт с пряничным домиком (а внутри - свет), неведомо откуда взявшийся - один из самых тёплых моментов всего фильма.
   Утром они должны незаметно скрыться, пока все спят. Ангелу нельзя любить, иначе он потеряет свои крылья. Но иногда случается так, что ангелы любят. И тогда важно их удержать, иначе ангелы уйдут совсем. Хорошо, что Коля успел загородить дорогу. Теперь три Павла станут самыми обычными отцами, а потом - самыми обычными дедами.
Это большая редкость - история со счастливым концом.
   А ещё есть в фильме такой эпизод. В самый разгар новогоднего веселья возле Настиного дома останавливается странный человек с огромной плюшевой собакой в руках. Он завистливо прислушивается к смеху и радостным голосам. И очень скоро жирный женский голос зовёт из темноты: "Витя!" "Иду! - злобно отвечает Витя. - Пропади ты пропадом!" И уходит.
   Не это ли и есть настоящий Настин отец? А вся история с Павлом и пансионатом "Солнечный" - просто красивая фантазия Настиной мамы. Её личная женская сказка. А как же трое в новогодней ночи? Но мы же знаем, что любящие нас иногда посылают нам ангелов, добрую весточку: я здесь, я вижу, всё будет хорошо..
Главное - узнать, не пропустить. Не дать уйти, когда им хочется остаться.


8 комментариев:

  1. Ирааааааааааааа! Что ты со мной делаешь?

    ОтветитьУдалить
  2. Света, я, кажется, становлюсь сентиментальной...

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательная история, прочитав эссе, вспомнила, что видела этот фильм. Тогда он мне показался пронзительно-грустным. Но ведь я всегда воспринимала и "Иронию судьбы", как счастливую историю любви. Так что вполне может быть, что "Сирота казанская" лишь на поверхности кажется грустной. И я, возможно, пересмотрю вместе с фильмом свое отношение к этому фильму.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне всегда казалось, что в "Сироте казанской" показаны редкостные отношения между людьми, которые, на самом деле, должны быть нормой. Тёплые, искренние. Коля когда заходит за две минуты до Нового года: "Ёлку посадил. Замёрз. Простите меня все", и папы бросаются растирать его водкой в шесть рук, у меня слёзы наворачиваются. Или вот это: "Знаете что? Никакие вы не отцы! Потому что вы уже почти что деды!" Изумительный фильм. Всей семьёй его пересматриваем.

    ОтветитьУдалить
  5. С новым годом светлый человек, пусть произойдет что-нибудь сказочное и обязательно доброе
    http://thankyou.ru/track/Novogodnyaya_pesenka

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо огромное! С Новым годом!

    ОтветитьУдалить
  7. Ирина Анненко2 января 2015 г. в 12:32

    А я и не помню этого Витю... надо пересмотреть. А так мне тоже очень нравится этот фильм! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Там маленький эпизод совсем. В роли Вити - Виктор Павлов.

    ОтветитьУдалить