Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 14 сентября 2020 г.

К чему приводят биографии

   Любовь школьной программы к биографиям неистребима, непоколебима и вечна. Речь не только о Салтыкове-Щедрине, годы жизни которого никто не вспомнит даже под гипнозом. Тут всё гораздо шире.
   Я до сих пор помню тот первый урок географии в новой школе, когда мы под диктовку учительницы записали в тетрадь биографию В. В. Докучаева, потом учили её наизусть, потом сдавали на оценку - как стихи по литературе. Всё это происходило в восьмом классе. Тем не менее мои новые одноклассники вырастали по очереди за своими партами, как грибы, и вещали: "Василий Васильевич Докучаев..."
   В прежней школе по географии у нас был Евгений Владимирович, который зимой возглавлял все лыжные походы, а на уроках показывал слайды из своей поездки в Индию - то с питоном на шее, то с обезьяной на плече. И я была уверена, что география - увлекательная наука. Настолько, что даже хотелось читать дополнительно в журнале "Вокруг света" статьи про папуасов и эскимосов. И вдруг после всего этого докучливая сказка про Докучаева. На колу висит мочало, начинаем всё сначала.
   Биографии учёных наизусть привели к тому, что в девятом классе на уроках географии я занималась преимущественно рисованием карикатур на учительницу. Выходило очень похоже, как мне казалось. Однажды тетради собрали на проверку и мою, в числе самых аккуратных и хорошо оформленных, отправили на какую-то выставку. Я волновалась, что зрители могут заглянуть на последние страницы, но они, к счастью, дальше биографии Докучаева не пошли.
   Зато в новой школе учительница литературы не мучила нас биографиями писателей, она вообще презирала учебник. Умело и ненавязчиво бросала она в нас каким-нибудь ярким фактом, который попадал точно в голову и вызывал подозрения, что и "Горе от ума", и "Мёртвые души", и даже "Война и мир" были написаны живыми людьми.
   Владимир Маяковский брал в кафе кружку с чаем левой рукой и таким образом пил не с той стороны, где пили многие чужие рты до него, а с противоположной. Сам придумал. И во всех его стихах, если присмотреться, так явственно проступает эта левая рука и противоположная сторона... Не говоря уже о том, что минимум половина класса потом попробует так же - кто-то кружку, а самый главный и неуправляемый хулиган, возможно, и стихи.
   Яркие и точные выстрелы привели к тому, что левые руки, кружки, феврали и вёрсты полосаты на всю жизнь стали моим миром.
   В прежней школе мы чертили таблицы: основные даты жизни и творчества. Я не запомнила ни единой даты, ни единой жизни. Совсем скрыться от биографий было нельзя, и до сих пор призрак биографии бродит по школе - напрягая, угнетая, а потом растворяясь в памяти без следа.
   Вот уже Игоряну задано по музыке: сообщение про Антонио Вивальди. Я бы не тратила на это сообщение целый лист. Антонио Вивальди - выдающийся итальянский скрипач-виртуоз. Это примерно всё, что нужно знать о Вивальди обычным детям и обычным взрослым. Но чем заполнить лист, если всё остальное - музыка?
   И не только "Времена года". Но и "Под музыку Вивальди" тоже. Я бы вписала в тот лист и плачущих сеньоров, и собак на лежанках, и завыванье вьюги, и славный клавесин...
   Это примерно всё, что нужно знать об основной жизни и творчестве.

5 комментариев:

  1. Ирина,а всё же это было не зря! Ведь помнишь ты, что это был именно Докучаев! И я его помню. Помню чудный учительский профиль, который мы все рисовали. И как прогуляли дополнительный урок географии в субботу всем классом,кроме двух Тань. Но вот имя учительницы географии вспомнить не могу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, какие люди! Конечно, не зря, когда есть с кем вспомнить Докучаева.Оль, географию, которую прогуляли не просто помню, оказывается, но помню и тот чудный эпитет, которым ты очень экспрессивно охарактеризовала этот школьный предмет. Ту учительницу, которой сдавали Докучаева, тоже не помню как звали, а в самых старших классах Елизавета Макаровна, ты что!

      Удалить
  2. Можно Вивальди нарисовать! И подписать неровно, на манер нотных линий, льющихся из скрипки, пару фраз и дат. Вот. А то целый лист биографии, это с ума сойти сколько писать же. Но зато потом может Игорь тоже что-то такое напишет в будущем, а кто-то прочитает, как я сейчас, и станет ему хорошо. Спасибо, Ирина! Особенно "Под музыку Вивальди" звучит. Хочется подпеть.

    ОтветитьУдалить
  3. О, Катя, идея отличная, спасибо! Я запомню. И буду применять, в случае заданий, которые самостоятельно выполнить ребёнку абсолютно точно не под силу. Мало того, что целый лист, так ведь это ещё и конспектирование,и работа с разными источниками, которым третьеклассников никто ещё не учил. И в голове от этого листа ничего не останется. А если вот так - немного и ярко, и - главное! - сам, может, что-то и запомнится.
    "Под музыку Вивальди" - это обязательный номер программы! Слушали после скрипки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, буду рада, если пригодится! У нас всё равно "сам" не получается.. в основном потому что времени не хватает. Но я в любом случае стараюсь, чтобы интересно было. Вчера как раз в тему поста задали законспектировать биографию Ершова. Я предложила Лёве историю уникальности Конька-Горбунка, которую вспомнила из "От двух до пяти". Зачитала, сама рассказала, а потом Лёва коротко записал. С моей помощью. Ну хоть так. Не знаю, что скажет учительница. Но мне диктовать даты жизни и прочее совсем не хотелось.
      И тоже люблю, если возникает необходимость знакомиться по музыке с композиторами, непременно включить что-то, послушать вместе, вспомнить сопутствующие истории! Но времени не хватает совершенно... Это нужно по одному предмету в день делать, чтобы умещалось..

      Удалить