Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 6 января 2019 г.

Старые и новые луны

   Это были таинственные предметы моего детства, и водились они в карманах у мальчиков. Будто возникали сами собой из хаоса и космической пыли, как планеты, и сверкали прекрасным, льдистым, лунным светом; глухо перекатывались и позвякивали - как будто перекликались на своём круглом языке. Показывались на краткий миг и снова уходили в чёрную дыру кармана.
   В карманах у мальчиков моего детства штучно и заповедно водились стеклянные шарики. Вот где они их брали? В своих героических походах по стройкам и пустырям, в лужах по колено и футбольным полям? Или мальчики знали недоступное нам, девочкам, слово, похожее на имя змеи, подчиняющее себе явления природы и вещи?
   Не скажу, что моя жизнь была полностью лишена шаров. Чего-чего, а шаров в моей жизни хватало, но все они были доступные, объяснимые с научной точки зрения: воздушные, пинг-понговые, несущие в себе смерть тяжёлые баскетбольные мячи на уроке физкультуры, хрупкие ёлочные, конфеты "драже", крошечные шарики в стержне авторучки, и пронумерованные шары в передаче "Спортлото" по воскресеньям. Все они были зачем-то и почему-то, все верно служили человечеству. И только стеклянные шарики были исключением - низачем и нипочему, а сами по себе. И только в карманах у мальчиков.
   Ходили прозаические, даже стыдные какие-то слухи, что такие шарики добывают из пробок водочных бутылок. Но ведь и прекрасное растёт порой из такого сора...
   Таинственная природа стеклянных шариков подтверждалась: зачем, для чего были они нужны в водочной пробке? Просто так? Но в стране моего детства ничего не производилось просто так, ради эфемерного изящества, ради сомнительной эстетики. Каждая вещь была функциональна и наполнена единственным смыслом: вот это стул, на нём сидят; вот это стол, за ним едят; вот это Сыр, а это Молочная бутылка. И вдруг - намёк, далёкий зов, загадочная улыбка. Или яростный, непримиримый спор: зачем он в пробке, этот шарик? как попал он туда? и главное - с какой целью? Все пути открыты перед тобой, пьяница: хочешь - философом становись, а хочешь - поэтом. Или просто мальчиком с непустым карманом.
   Но девочкой тоже хорошо быть в стране своего детства. Потому что магический, заветный шарик мальчик однажды может взять и подарить. Мне даже подарил мальчик целых две таких Луны - бледно-зелёных, собирающих внутри себя молочный свет. С ними ничего нельзя было делать - только смотреть, катать по столу и беречь.
   В хорошую студенческую зиму я подарила одну из своих Лун подруге. Мы носили тогда писк моды - шубы из козлиного меха. Я носила короткую, а Олеся длинную. Это было совершенно нормальное и даже гордое явление - ходить в одинаковых шубах и носить в карманах разные Луны.
   Теперь уже той шубы давно нет, и жизни студенческой нет, а Луна у меня сохранилась. Особенная, заслуженная, поцарапанная, как будто её атаковали жизненные метеориты. Но Луне это не страшно, она крепкая до самого своего центра.
   Однажды я увидела в магазине целый набор стеклянных шариков. Они глухо, аппетитно и тяжело постукивали внутри сетчатой упаковки. Они были цветные, они сверкали и перекликались, они были предназначены для всех желающих - мальчиков и девочек. Их было сколько угодно.
   И я купила их, просто так. Для чего в мире нужны стеклянные шарики? Я не знаю. Может быть, затем, чтобы смотреть на свои новые луны и крепко, несмотря на все метеориты, помнить старые?

Комментариев нет:

Отправить комментарий