Получилось так, что я очень-очень давно не пересматривала старый-старый новогодний фильм "Карнавальная ночь". Всегда про него помнила, а включала почему-то другое.
Но в этом декабре выбрала вечер и заглянула ненадолго в то уже почти фантастическое время, когда моим родителям было примерно столько же лет, сколько сейчас моему сыну.
Где воздушные шарики другие по цвету и плотности, точь-в-точь как на старых новогодних открытках. Где люди говорят медленнее и отчётливее. Слово "корпоратив" ещё не существует в природе, зато праздничный вечер предвкушается, витает в воздухе.
Проводник из старого года в новый - юная прекрасная Лена. И оркестр за её спиной.
Новый год настаёт,
С Новым годом, с новым счастьем!
Время мчит нас вперёд,
Старый год уже не властен.
Пусть кругом всё поёт
И цветут в улыбках лица,
Ведь на то и Новый год,
Чтобы петь и веселиться!
И они веселятся. Они поют. Это было поколение, для которого слова "жизнь продолжается" имели совсем другой - прямой, чёткий и твёрдый - смысл.
И я понимаю, почему старые фильмы хочется пересматривать снова и снова. Не только потому, что в них атмосфера, грамотная речь, умный юмор и полное отсутствие пошлости (в широком смысле: это не обязательно могут быть два тела, периодически возникающие в кадре, чтобы зритель не заскучал. Я имею ввиду общую серость, банальщину и плоскую мысль).
Старые фильмы всегда про что-то ещё, заэкранное, неведомое, догадайся сам. Магический кристалл такой. Поэтому у зрителя остаётся подсознательное чувство, что он не всё ещё увидел. Хочется вернуться ещё раз.
То же самое происходит при встрече с талантливой книгой или другим произведением искусства. Не спрашивайте авторов, как у них это получается. Они сами не знают.
... У главного героя "Карнавальной ночи" комическое сочетание имени и фамилии - Серафим Огурцов. Буквально - Ангел Овощ. Возможно, что он и был ангелом когда-то, как все дети. Но постепенно утратил все крылья и лёг на грядку, и честно выполняет сельскохозяйственный план: посев, поливка, прополка. Его дело - уложиться в сроки и отчитаться. В битве за высокие показатели он растерял умение веселиться, радоваться жизни просто так, чувство юмора и чувство прекрасного.
Тот, кто обладает всеми этими качествами, вызывает у тов. Огурцова неприязнь, и он диктует секретарю донос в вышестоящие инстанции: "Довожу до вашего сведения..." И пусть все будут овощами.
Но вы всё-таки берегите своего ангела - говорит нам под Новый год старый добрый фильм. И оркестр играет джаз. И все замерли, слушая романс в исполнении заведующей библиотекой Аделаиды Ромашкиной. И лектор-астроном с воодушевлением танцует на сцене лезгинку. И те, кто в ссоре, помирились. Надо всеми в эту ночь пролетел тихий ангел. И только овощ так и остался овощем.
У тов. Огурцова есть в кинематографе коллега и брат-близнец. Это, разумеется, начальник пионерского лагеря из фильма "Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён" тов. Дынин (отличная бахчевая культура). Вполне возможно, что его тоже когда-то звали Серафим, только мы ничего об этом не знаем.
Как и тов. Дынин, Огурцов говорит канцеляризмами-афоризмами, не замечая этого:
- Товарищи, есть установка весело встретить Новый год!
- Бабу-Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своём коллективе.
- Что это такое? Что это такое, я спрашиваю?
- Ноги.
- Это я понимаю. Вот вы вообще где работаете?
- Вообще я экономист.
- И много вы встречали экономистов в таком виде? Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Короче, дело ясное. Костюмы надо заменить, ноги изолировать.
Бухгалтер Фёдор Петрович просит помощи у затейницы Лены: Огурцов поручил ему прочитать басню на вечере; трудный выбор.
- Я вам найду такую басню! - обещает Лена. Конечно, она плохого не посоветует, найдёт самое подходящее. Ведь не зря и совершенно не случайно фамилия у Лены - Крылова.
И вся эта ночь - не зря карнавальная. Это значит, всё будет не так, шиворот-навыворот. Официантка Танечка преобразится в королеву бала, лихо покатится с горы солидная супруга солидного начальства.
Полная самодеятельность. Сейчас это слово приобрело пренебрежительную окраску: "Дешёвая самодеятельность, фи!" А на самом деле ничего плохого в этом слове нет. Самодеятельность - это значит придумали сами, а потом сделали сами. Не оплачивали тамаду и аниматоров, которые весь вечер будут развлекать своей обкатанной программой. А закончится всё плясками под мелодии и ритмы, заботливо придуманные другими аниматорами:
Николай, Николай, Николай,
Не смогу разлюбить твой ла-лила-ла-лай.
Может, всё-таки лучше самодеятельность? Вспомните, как много есть людей хороших. Их у нас гораздо больше, вспомните про них! Ещё очень много можно успеть. Ещё целых пять минут в запасе.
Другие рассказы про новогодние фильмы можно прочитать здесь:
"Нечто про "Иронию судьбы"
"Сирота казанская"
Но в этом декабре выбрала вечер и заглянула ненадолго в то уже почти фантастическое время, когда моим родителям было примерно столько же лет, сколько сейчас моему сыну.
Где воздушные шарики другие по цвету и плотности, точь-в-точь как на старых новогодних открытках. Где люди говорят медленнее и отчётливее. Слово "корпоратив" ещё не существует в природе, зато праздничный вечер предвкушается, витает в воздухе.
Проводник из старого года в новый - юная прекрасная Лена. И оркестр за её спиной.
Новый год настаёт,
С Новым годом, с новым счастьем!
Время мчит нас вперёд,
Старый год уже не властен.
Пусть кругом всё поёт
И цветут в улыбках лица,
Ведь на то и Новый год,
Чтобы петь и веселиться!
И они веселятся. Они поют. Это было поколение, для которого слова "жизнь продолжается" имели совсем другой - прямой, чёткий и твёрдый - смысл.
И я понимаю, почему старые фильмы хочется пересматривать снова и снова. Не только потому, что в них атмосфера, грамотная речь, умный юмор и полное отсутствие пошлости (в широком смысле: это не обязательно могут быть два тела, периодически возникающие в кадре, чтобы зритель не заскучал. Я имею ввиду общую серость, банальщину и плоскую мысль).
Старые фильмы всегда про что-то ещё, заэкранное, неведомое, догадайся сам. Магический кристалл такой. Поэтому у зрителя остаётся подсознательное чувство, что он не всё ещё увидел. Хочется вернуться ещё раз.
То же самое происходит при встрече с талантливой книгой или другим произведением искусства. Не спрашивайте авторов, как у них это получается. Они сами не знают.
... У главного героя "Карнавальной ночи" комическое сочетание имени и фамилии - Серафим Огурцов. Буквально - Ангел Овощ. Возможно, что он и был ангелом когда-то, как все дети. Но постепенно утратил все крылья и лёг на грядку, и честно выполняет сельскохозяйственный план: посев, поливка, прополка. Его дело - уложиться в сроки и отчитаться. В битве за высокие показатели он растерял умение веселиться, радоваться жизни просто так, чувство юмора и чувство прекрасного.
Тот, кто обладает всеми этими качествами, вызывает у тов. Огурцова неприязнь, и он диктует секретарю донос в вышестоящие инстанции: "Довожу до вашего сведения..." И пусть все будут овощами.
Но вы всё-таки берегите своего ангела - говорит нам под Новый год старый добрый фильм. И оркестр играет джаз. И все замерли, слушая романс в исполнении заведующей библиотекой Аделаиды Ромашкиной. И лектор-астроном с воодушевлением танцует на сцене лезгинку. И те, кто в ссоре, помирились. Надо всеми в эту ночь пролетел тихий ангел. И только овощ так и остался овощем.
У тов. Огурцова есть в кинематографе коллега и брат-близнец. Это, разумеется, начальник пионерского лагеря из фильма "Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён" тов. Дынин (отличная бахчевая культура). Вполне возможно, что его тоже когда-то звали Серафим, только мы ничего об этом не знаем.
Как и тов. Дынин, Огурцов говорит канцеляризмами-афоризмами, не замечая этого:
- Товарищи, есть установка весело встретить Новый год!
- Бабу-Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своём коллективе.
- Что это такое? Что это такое, я спрашиваю?
- Ноги.
- Это я понимаю. Вот вы вообще где работаете?
- Вообще я экономист.
- И много вы встречали экономистов в таком виде? Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Короче, дело ясное. Костюмы надо заменить, ноги изолировать.
Бухгалтер Фёдор Петрович просит помощи у затейницы Лены: Огурцов поручил ему прочитать басню на вечере; трудный выбор.
- Я вам найду такую басню! - обещает Лена. Конечно, она плохого не посоветует, найдёт самое подходящее. Ведь не зря и совершенно не случайно фамилия у Лены - Крылова.
И вся эта ночь - не зря карнавальная. Это значит, всё будет не так, шиворот-навыворот. Официантка Танечка преобразится в королеву бала, лихо покатится с горы солидная супруга солидного начальства.
Полная самодеятельность. Сейчас это слово приобрело пренебрежительную окраску: "Дешёвая самодеятельность, фи!" А на самом деле ничего плохого в этом слове нет. Самодеятельность - это значит придумали сами, а потом сделали сами. Не оплачивали тамаду и аниматоров, которые весь вечер будут развлекать своей обкатанной программой. А закончится всё плясками под мелодии и ритмы, заботливо придуманные другими аниматорами:
Николай, Николай, Николай,
Не смогу разлюбить твой ла-лила-ла-лай.
Может, всё-таки лучше самодеятельность? Вспомните, как много есть людей хороших. Их у нас гораздо больше, вспомните про них! Ещё очень много можно успеть. Ещё целых пять минут в запасе.
Другие рассказы про новогодние фильмы можно прочитать здесь:
"Нечто про "Иронию судьбы"
"Сирота казанская"
Иринка, ты всегда радуешь меня своими рассказами. Молодец! Окунаешься в детство. Вот и сейчас вспомнила, как мы сами делали шарики.При наступлении холодов, в деревне кололи свиней, палили соломой.После потрашения нам давали мочевой пузырь и из него делали воздушный шарик (натирали золой древесной,сдирали пленки, красили,надували) были они корявенькие, но радости нам доставляли много.Также делали гирлянды из бумаги (цветной не было) красили красками, делали клейстер из муки и клеели км.Жили мы при керасинке, электричество провели в 1966году.
ОтветитьУдалитьОго, какое творчество! И радость от него очень хорошо себе представляю. Мы вот тоже снежинки из фольги вырезали с особым чувством и фонарики из цветной бумаги. Мишуру на карнавальные костюмы пришивали.
УдалитьЛюблю Карнавальную ночь, люблю, когда вспоминают о фильме, спасибо вам). Я пересматриваю каждый год, причём одним из первых пересматриваю, а в этом году почему-то захотелось не один раз. Так и смотрю нет-нет под рукодельные дела о новогодней радости, Зельдин там какой молодой в эпизоде! Лифты в сеточку, так много конфетти - в детстве мечтала, чтобы так же. И вообще.. Хорошо!)
ОтветитьУдалитьЗельдин там просто восхитительный! И романс, и джаз. И заботливая секретарша, которая принесла покушать застрявшему в лифте начальнику. Бутерброды, говорит, не пройдут, съешьте сосиску, Серафим Иванович. И люди радуются так искренне.
УдалитьДа-да-да).
УдалитьМеня эти сосиски в самом раннем детстве сильно впечатлили, и каждый раз так жалко, что не съел.
А я ещё в детстве смотрела с болью сердечной, как товарищ буфетчица в фильме "Полосатый рейс" расшвыривает сосиски тиграм - налево и направо. Ну как же так можно с сосисками? А сейчас думаю: это смотря какие сосиски.
УдалитьИ то правда). А мне и сейчас испорченного борща жалко). Мы за осень этот фильм посмотрели много раз, сыну очень понравился, теперь Леонова везде узнаёт и любит.
УдалитьЯ помню, как в детстве смотрела "Полосатый рейс" в кинотеатре, мне было лет шесть. Огромное синее море без конца. Пугалась сцены, где Марьяна ставит на палубу отпечатки тигриных следов и очень любила старпома Олега Петровича. Ну, а Леонов просто вне всяких иерархий.
УдалитьКак здорово!! Я в детстве в кино почти не ходила, не водили.
УдалитьЛёву тоже особенно впечатлили следы и то, как их оставляли, много-много разговоров было на эту тему, долго он не мог понять - как это делается.
Это одно из самых прекрасных воспоминаний моего детства - каждые выходные папа водил нас с братом на мультсборники. Кино тоже смотрели: "Неуловимые мстители", "Чёрный тюльпан", "Волшебная лампа Алладина" (какой там Багдад, какой джинн!) и "Полосатый рейс", конечно, неоднократно. Потом помню: папа бреется и напевает, как укротитель Шулейкин : "Ах что мне делать, как мне быть, как Марусю полюбить?"
УдалитьА про следы я до сих пор не знаю, как товарищ буфетчица это делает. И на лапы её смотрю немножко с ужасом.
Замечательно как). А меня папа повёл в пять лет, но кроме "Миллиона лет до нашей эры" в тот день ничего не шло, я после этого фильма заболела, боялась ужасно, так помню всё. И больше меня в кино не водили. Зато я люблю слушать как папа и мама в молодости ходили в кино.
УдалитьО, мне в детстве вообще всё равно было, ну оставляет следы и ладно. С Лёвой же этот номер не прошёл, долго изучали, рассматривали, думали, решили, что из чулка такую штамп-подушечку она соорудила, и когти приклеила).. вообще мерзковатые да).
Широкий экран - это волшебство, это магия. Я когда пересматривала мультики про крота (сначала с одним ребёнком, потом с другим) всё время вспоминала, как это: огромная розовая жвачка, звери перекрашенные во всю стену. С удовольствием ходила бы с сыном в кино, если бы там было что смотреть. Очень угнетает манера современных производителей мультфильмов "фаршировать" свою продукцию взрослыми подтекстами.Чтобы родителям, которые привели детей в кинотеатр, тоже нескучно было. Чтобы они не жалели о потраченных деньгах.
УдалитьДа, и я бы ходила с радостью. Если бы..
УдалитьЯ осенью или летом читала в городских новостях: огромные очереди в кинотеатрах на мультфильм про миньонов. Любопытно мне стало, посмотрела, как выглядят те миньоны, из-за чего весь сыр-бор. Чуть в обморок не упала. Я бы две очереди отстояла, только чтобы никогда больше такое не видеть.
УдалитьО! Как мне это ваше выражение понравилось! Не в бровь, а в глаз! У современных детских писателей, кстати, тоже есть такая манера: "фаршировать" свою продукцию взрослыми подтекстами. Для совсем малышей, может, пока всё и нормально, но для более старшего возраста ой как часто встречается такое! Моя второклашка чего только не вычитывает в современных детских книжках.
ОтветитьУдалитьЕвгения,сейчас такие подтексты пошли, специфические. Они не развивают душу (как, например, сказки Ю.Коваля или С.Козлова - в них ведь тоже подтекстов море), а развращают.
УдалитьМне вообще кажется, что мир стоит вверх тормашками: если раньше читатель подстраивался под книгу и брал у неё, сколько сможет, то теперь книга подстраивается под читателя, старается угодить (а то вдруг продаж не будет). И дети привыкают думать, что так и должно быть. Что писатель - это аниматор такой.
А самую большую грусть вызывают писатели, которыми ещё мы зачитывались в детстве, которые давно заработали себе имя и авторитет, и могли бы отстаивать достоинство нашей детской литературы. Но они предпочитают бредить на всю страну.
Да, да, да, именно так! Всё это я тоже чувствую, и это действительно грустно.
Удалить