Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 14 февраля 2017 г.

Говорит поколение

   Когда дочка была маленькой, мы очень любили с ней один уютный книжный магазин-подвальчик. Очень часто забредали туда - то за хорошей детской книжкой малого формата, то за бархатной бумагой, то за очень нужными наклейками.
   Он до сих пор существует, тот магазин, только теперь там хозяйничают женские детективы и прочие обложки. А раньше был дух. Раньше на тех книжных полках можно было отыскать неожиданный экземпляр, изданный 10 лет назад, но так никому и не пригодившийся. Уж и цену на него снизили как могли, а всё равно не смотрят люди, проходят мимо. Им и даром не надо.
   Я от души поблагодарила всех мимо проходящих, когда однажды вытянула из тесной книжной толпы "Собаку, которая была кошкой" - большого формата, с удивительными картинками. Год издания 1995. Никому за 10 лет не понадобился Тим Собакин, меня ждал. Я даже цене не поверила сначала, не говоря уже о глазах - 19 рублей.
   После этого случая я ещё больше полюбила подвал. Я стала ещё внимательнее присматриваться к его сокровищам. И как-то раз отыскала среди них книгу 1994 года, которую, видимо, совсем уже отчаялись продать, её цена даже пугала немного - 7 рублей. Толстая, большая, цветная книга. Бумага, конечно, так себе. Смешная неумелая реклама в середине. Но я-то хорошо помню, что такое 1994 год. Такая книга была подвигом в 1994 году. 
   Называлась она "Устами младенца" - по имени популярной телепередачи, в которой дети объясняли слова, а взрослые отгадывали.

   В книге были собраны самые лучшие, самые выдающиеся перлы подрастающего поколения - участников той передачи. Я заплатила 7 рублей не задумываясь, потому что интересуюсь и восхищаюсь детским мышлением. И очень жалею, что так мало записывала за своими детьми. Но кое-что сберегла. Время от времени мы перечитываем ценное, историческое. Вот дочке и трёх не было. Двоюродный брат построил башню из кубиков. "Ого! - сказала я. - Какой небоскрёб Максим построил!" "Нет, это БОСКРЁБ!" - поправила меня дочка.
   "Почему?! - страдальчески вскрикивает Эвелина. - Почему я сейчас не умею мыслить так свежо?!"
   Но книга за 7 рублей - это не только устами младенца. Это говорит поколение. Это превосходный образчик той эпохи, это 90-е во всей своей ужасной красе - макдональдсы, сериалы, экстрасенсы, гороскопы, Кинг-Конг, новые русские миллионеры, конкурсы красоты... Опасная, не до конца ещё застывшая лава непривычного мира.







   Мы всегда невольно сравниваем есть и было: сейчас дети такие пошли, а вот мы... Ищем отличия. Они более продвинутые и раскрепощённые, зато мы были куда самостоятельнее и не такими пресыщенными. И писали грамотнее, хотя насчёт того, что были умнее, я бы не стала утверждать. Но романтичнее, это факт. После фильма про Робин Гуда весь двор в едином порыве обзаводился собственными луками и стрелами. Нынешним прагматикам Робин Гуд не герой, и мастерить они ничего не будут - попросят у родителей, те и купят. В крайнем случае, будут действовать через Деда Мороза.
   Невозможно представить в руках современных мальчишек то, что было естественным продолжением моих ровесников - перочинные ножики, найденные на стройке куски карбида и цветной проволоки, самострелы с прищепками и бельевыми резинками (очень опасная штука, между прочим), пистоны и брызгалки. Никто из нас не лучше и не хуже. У всех равно есть уста, которыми говорим.
   Но опять невольно сравниваем и думаем: почему так? от чего зависит? какое решение самое верное?
   Вот одно из самых ярких поколений нашей страны - так называемые "шестидесятники". Дети войны, которых не развивали по Доману, не закаляли по Никитиным, не обучали чтению по кубикам Зайцева. Вопрос "Как и чем кормить ребёнка?" не был надуманной проблемой, и мамы ходили с ним не на приём к психологу и неврологу, а на вторую или третью работу. Тогда откуда столько ярких личностей, целеустремлённых профессионалов, всегда готовых к труду и творчеству?
   Почему сейчас, несмотря на всевозможные карточки, кубики и вкладыши, так неочевиден результат? А если кто-то пытается разобраться, отличить истинное развитие от наследия Остапа Бендера, от очередного честного способа отъёма денег у населения, телевидение тут как тут - уже показывает очередное шоу, демонстрирующее вундеркиндов. Чтобы население больше не сомневалось: "А ведь правда. После трёх уже поздно. Побежали, а то не успеем."
   Хорошо, что дети всех поколений ничего не подозревают об играх взрослых людей. Говорят себе и говорят, глаголят устами - своё, гениальное, истинное.







































Комментариев нет:

Отправить комментарий