Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 1 февраля 2017 г.

"Персеполис"


   Дочка попросила купить ей на Лабиринте эту книгу. Немного странно, непривычно - "Персеполис". Маржан Сатрапи - иранка, много лет назад эмигрировавшая во Францию. Имя не говорило мне ровным счётом ничего. В детстве, как и многие мои сверстники, я путала Иран с Ираком, не знала толком, где они расположены на карте, и только краем уха ловила обрывки новостей из телевизора: воюют. Где-то там, далеко. Меня это не касалось, и нам такое не грозило. Сто процентов.
   Так много лет я ничего не знала про ту страну. Пока не посмотрела однажды фильм иранского режиссёра Маржида Маржиди "Дети небес", и сразу отнесла его к произведениям искусства, которые считаю лучшими достижениями лучших людей нашей планеты. Стало ясно, что Иран - это как минимум не Ирак. И столица его называется красиво  - Тегеран.
  Вот дочка попросила иранского автора. Я заглянула в описание: Исламская революция, шахский режим, война с Ираком... Я бесконечно далека от всего этого, и никогда не замечала, чтобы Эвелина увлекалась историей и политикой Ближнего Востока. Но книгу, разумеется, заказала.
Через несколько дней пришёл толстый зелёный том. Я заглянула: чёрно-белые странные картинки, мало текста...
 - Комиксы?! - ошарашено спросила я.
 - Графический роман! - уточнила продвинутая Эвелина.
И села читать первой.
 - Сильная вещь! - сказала она через два дня, и лицо её было просветлённым.
   Что ты говоришь! Ну-ка... Я приняла на руки тяжёлый том "Персеполиса", а потом прочитала его за вечер и часть ночи. Перед сном я заглянула в зеркало и увидела красные от напряжения глаза, как у кролика-альбиноса. Да, сильная вещь.
   Но особенность в том, что читать её в электронном виде нет смысла, нужно держать в руках, перелистывать плотные ненумерованные страницы. Всматриваться в детали, которые морально и физически не могут быть цветными.
   Это автобиографическая история взросления иранской девочки. До десяти лет она училась во французском лицее, а потом в стране случилась революция, и всё изменилось: девочкам велели носить платки, мальчики отдельно. Потом война. Страшные бородатые патрули на улицах.

   Я понимаю, о чём это, как это бывает. Я помню, как на фоне твоего взросления в один из дней безо всяких объяснений мир вокруг тебя переворачивают с ног на голову. И в душе - смятение от того, что на самом деле очень даже грозит, и нет никаких ста процентов. Дом, который казался таким прочным, обернулся гнилой избушкой, которая вспыхнула от одной спички сразу со всех четырёх углов. И ты лихорадочно начинаешь строить новый домик внутри себя, потому что очень страшно воет снаружи ветер.
   Всё это было трудно осознать умом, но я помню ощущение тотального безумия, мира не для человека, в котором невозможно быть просто самим собой.
   Когда Маржан исполнилось 14 лет, родители отправили её в Австрию. В мир, где можно без платка и не запрещено играть в шахматы. Но и там есть проклятые вопросы: кто я? зачем? почему? что я вообще здесь делаю? Взросление, ещё раз взросление.

 Вот и парень наконец. Но ведёт себя странно. Встречаются, встречаются, а он всё странный.
   Знаешь, ты очень красивая, но извини, мы не можем быть вместе. Давно хотел сказать тебе, что я ГЕЙ.
Ну вот. А я совсем уж было поверила в чудо.
   Когда-то партию с правительством обязательно нужно было упомянуть, чтобы книгу напечатали. Теперь новые пришли времена, иные требования.
   Иногда мне кажется, что современные авторы получают в издательстве вместе со вторым экземпляром договора брошюру-памятку с названием вроде "Это должен знать каждый писатель".
   Брошюра содержит ряд слов-высокочастотных запросов, без которых нечего и думать попасть в лидеры продаж. Придумывая персонажей будущих книг, придумывая жизнь этим персонажам, автор непременно должен сверяться с памяткой. Он должен выбрать из предложенного списка не менее трёх ключевых слов и умело вплести их в ткань повествования. Итак, в каждой современной книге, независимо от степени дарования её автора, в обязательном порядке должны упоминаться:
1. Гей (один минимум, но можно больше).
2. Наркотики (марихуана, кокаин и проч.) - употребление и торговля.
3. Алкоголь (в любых сочетаниях, в неограниченном количестве, в любое время суток).
4. Лекарственные препараты (антидепрессанты, снотворное, транквилизаторы - употреблять отдельно и вместе с алкоголем, в любых сочетаниях; можно с геем).
5. Суицид (минимум одна попытка, можно с помощью лекарственных препаратов; исход - на усмотрение автора).
6. Инцест.
7. Психотерапевт или психолог.
8. Подросток-аутист, интроверт, социопат.
9. Творческая личность, страдающая шизофренией (только чтобы была не буйная, а странная; например, странная девушка, в которую исступлённо и безответно влюблён друг детства или семьи).
   К счастью, минимум три пункта не смогли существенно испортить "Персеполис". Он оказался гораздо шире трёх пунктов. Он показывает дно человека, но ты не смеешь осуждать, хоть и кипишь внутри. Как можно осуждать инстинкт самосохранения? Это не человек делает, а зверь внутри человека.


   Прожив в Австрии четыре года, Маржан вернулась к родителям.

 Теперь что-то нужно делать с депрессией.


Нужно встать и пойти, что-то делать. Встать и учиться. Жить.

Эвелину впечатлило, как иранские студенты-живописцы работают с натурой. С воображаемо обнажённой.


Потом Маржан уехала из Ирана навсегда.

 А книга закончилась. И теперь я никогда не буду путать Ирак и Ираном.

"Персеполис" на Лабиринте




4 комментария:

  1. Иногда мне кажется, что поезд под названием "ЖИЗНЬ" ушел без меня. А я осталась, не успела. О существовании графических романов я услышала от своего 16-летнего сына. Потом в школу приезжали японцы (по обмену опытом) и в библиотеке появилось несколько таких произведений. Теперь мои дети увлеклись манга. Я даже сначала не поняла что это такое.
    От содержания современной литературы, которую читают современные подростки, волосы на голове шевелятся. Но главное, что наши дети видят главное и понимают все так как надо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы просто едем в другом поезде, у нас другие пейзажи за окном. Дочка увлекалась мангами года 3 назад, и я тоже не могла понять, что это, зачем это. Сейчас ей 17, и наши литературные вкусы в основном совпадают. Можно на равных обсуждать прочитанное. То есть почти на равных(у меня всё-таки жизненного опыта побольше). Да, очень радует, что дети видят главное, приблизительно понимают, в каком направлении его надо искать. Радуются подлинникам, а не подделкам.

      Удалить
  2. Не слышала про эту книгу и про этого автора!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы, наверное, тоже не знала до сих пор, если бы не дочка. Вот продвинулась немного благодаря ей. Скажу больше: даже муж заинтересовался книгой. Хотим в субботу посмотреть анимационный фильм, снятый по ней в 2007 году.

      Удалить