Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 31 августа 2016 г.

Братская разница

   У моего мужа есть родной брат Андрей - младше на два года. Если бы я не знала точно, с трудом поверила бы, что сыновья одних и тех же родителей. Уж очень разные люди. Особенно это было заметно в школьные годы. Дневники моего мужа из класса в класс выглядели абсолютно одинаково. Примерно так.
   "Не знаю ничего более лёгкого, чем школьная программа, - говорит мой муж, когда мы с дочкой начинаем ныть по поводу физики или геометрии. - Полный примитив."
   За все школьные годы не было случая, чтобы у него не сошлась с ответом задача или не применилась формула. Неудивительно, что в конечном счёте дело закончилось медалью.
   Способные ученики-флегматики - настоящий подарок для учителя: они упорны, последовательны и не склонны к проделкам, потому что не видят в них смысла, не желают выходить из состояния привычного равновесия.
   Яростный холерик родной брат Андрей, напротив, был крайне неудобным учеником. Его школьные дневники пестрели самыми разнообразными оценками, но преимущественно "тройками". А если вдруг появлялась "пятёрка", она тут же уравновешивалась не менее красным замечанием.

   После окончания школы брат Андрей сам в графе "Итоги года" сделал последнюю запись на последней странице своего последнего дневника (стиль сохранён, а прочее редактирую - для удобства чтения): "Выпущен из школы полным дураком, хотя и дали аттестат о среднем образовании. Из этого следует вывод: если у каждого такое среднее образование, как у меня, то страной (Россией) правят полнейшие дураки и идиоты. P. S. Это не самобичевание, а анализ происходящего у нас сейчас в стране."

   Признаться, у меня в конце школы были похожие ощущения по большинству предметов: география - на уровне шестого класса; математика - на уровне третьего; химия - вообще нет никаких ощущений.  
   Я помню, как учителя говорили нам строго и значительно: "Дневник - это документ. До-ку-мент!" В том смысле, что нельзя его терять, тереть, ничего не следует в нём обводить и, боже упаси, делать какие-то посторонние записи. Дневник нужно аккуратно заполнять, регулярно давать на подпись родителям, а учителю - по первому требованию.
   Но ученики-холерики часто делают всё наоборот: аккуратно заполнять не любят, а посторонними записями развлекаются - от скуки, из чувства протеста или из любопытства: что будет? ну, поругают, а дальше-то что? Рекламная пауза.
   "Возможно, уроков не будет, т.к. у нас намечаются каникулы. Кстати, каникулы-то весенние, а не осенние, зимние, летние (ну, насчёт летних я загнул, лучше, конечно, чтоб эти каникулы были летние). А это значит, пришёл бы happy еnd моей учёбе в этой школе. Ну, насчёт happy еnd я, конечно, загнул, если даже придёт и просто еnd, это было бы очень хорошо для меня. Ну, а для школы особенно (это правда)".
   "Сегодня истории не было, т.к. Н. Н. не соизволила прийти в школу." Далее - очень в стиле девяностых: "Сегодня в здании школы была заложена бомба, печальная шутка, т.к. она не взорвалась, потому что её не было." Ниже - снова про учительницу истории: "Заболела, однако (из наблюдений)".

   Ну, поругают, а дальше? А дальше, как правило, ничего. Замечания, красные записи, предупреждения...
"Щёлкает семечки на уроке!"
"Уйма замечаний!!! Ваш ребёнок никак не реагирует."
 "Позволяет себе дерзко разговаривать с учителем, кричать."
"Ведёт себя, как хочется ему!"
 "Поведение соответствует нормам поведения ученика." Забавная запись.
"В этот день дрался, 3 девочек обидел. Вёл себя агрессивно."
   Но аттестат ведь всё равно выдали - несмотря на уйму замечаний, безобразное поведение, невыполненные домашние задания и трёх обиженных девочек.
   А потом хулиган и лоботряс, щёлкающий на уроках семечки, вырос во вполне благопристойного семьянина, отца троих детей. Который, впрочем, не забывает, что он холерик, и, если потребуется, может разговаривать дерзко. И с тарзанкой прыгнуть залихватски.
   А мой флегматик-муж - нет, только не авантюры. Методично и последовательно разбирает он свои винтики, шпунтики, радиодетали. Придумывает очередную работающую штуку.
   Если бы я не знала точно - с трудом поверила бы, что родные братья.


5 комментариев:

  1. Часто еще бывает, что с уймой замечаний люди легче находят свой путь в жизни, а все эти проявления в дневниках о плохом поведении - своего рода поиск пути и агрессией или плохим поведением ребенок дает понять, чтобы его либо не тревожили, либо обратили внимание. Все по-своему самоутверждаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ещё было такое явление, которое я называю про себя "синдромом младшего ребёнка" - когда младший резко отличается от старшего темпераментом или способностями, и учителя, желая его "исправить" и призвать к ответственности, начинают сравнивать, ставить старшего в пример. Надеясь, видимо, что младший немедленно одумается, устыдится и с удвоенной силой бросится овладевать знаниями. А на самом деле постоянные замечания и сравнения вызывают только обиду, агрессию, желание делать назло. Экстраверты протестуют вызывающим поведением и плохими оценками, интроверты тихо занимаются самоедством. При этом они могут обладать замечательными способностями, которые не имеют отношения к школьной программе и поэтому автоматически отодвигаются на второй план.

      Удалить
  2. А я вот не стесняюсь говорить своей дочери, что у меня в атеестате 5 троек.. то, что мне было нужно, я изучала с удовольствием, и слава Богу, образование и хорошая работа у меня есть)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это так, и сейчас, кажется, все уже понимают, что школьные оценки - не мерило ума и сообразительности. Но тем не менее пресловутый "средний балл аттестата" продолжает иметь значение. Из двух претендентов, одинаково хорошо сдавших вступительные экзамены, выберут того, у кого этот балл выше (так было при поступлении моей дочери в художественное училище). А вот смысл "красных" дипломов мне совсем непонятен, не знаю реальных случаев, когда диплом с отличием кому-то жизненно помог. Я вообще думаю, что настоящее образование начинается уже после аттестата и диплома. Как говорится, жизнь покажет, кто отличник, а кто троечник.

      Удалить