Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

суббота, 19 декабря 2015 г.

Сумасшедшего немного

Разговор господина Поприщина с собакой
Дома большею частию лежал на кровати.
Потом переписал очень хорошие стишки: 
"Душеньки часок не видя, Думал, год уж
не видал; Жизнь мою возненавидя, Льзя
ли жить мне, я сказал." Должно быть,
Пушкина сочинение.
Н. В. Гоголь. "Записки сумасшедшего"
   У великих писателей всё понятно с полуслова. Конечно, господин Поприщин сумасшедший. Разве человеку в здравом уме придёт в голову заподозрить Пушкина в этаком безобразии: "Льзя ли жить мне..."
   Я думаю, что всё-таки льзя. И время в конце декабря самое что ни на есть необычное. Всё в кучу-малу смешалось: сказки, бесы. Рой за роем. Всё возможно в темноте.
   У меня так всегда в декабре: что-нибудь да выпадет по ту сторону разума. Два года назад, например, были "Записки из подполья" в исполнении Константина Райкина. Мрачнейший монолог, после которого радуешься, что Фёдор Михайлович тебя помиловал на этот раз. Но домой возвращаешься с чем-то жёлтым в голове, с чем-то промозглым, с топором каким-то несусветным. Но ненадолго. Я - это я всё-таки. Имею право.
   В прошлом декабре у меня "Тангейзер" случился. И следом за ним вся эта безумная история в наш город пришла. Тоже хватило топоров.
   А теперь вот билеты подарили. Нет, никак не ускользнёшь в декабре. На этот раз явился сам Гоголь с "Записками сумасшедшего", спектакль по мотивам их назывался "Сон разума". А в самой главной роли - Гоголя, Поприщина и себя - оказался, как вы уже, наверное, догадались, Сергей Безруков.
   Тот случай, когда я на экране решительно не люблю и потому никогда не смотрю. А вот Чичиков был хороший очень. Я тогда купила билеты на "Табакерку", чтобы маэстро Олега Павловича в роли Плюшкина смотреть. А там Безруков-Чичиков. Хороший такой Чичиков, убедительный.
   Такой хороший Чичиков, что я через несколько лет и на "Пушкина" пришла.
Но через четыре с половиной часа (и это без поклонов) решила, что больше не буду. Потому что пуля Дантеса в меня тогда не попала. Мимо пролетела шальная. Несмотря на все бакенбарды.
   А тут билеты подарили, тут я не виноватая, он сам пришёл. Начало, было написано на билетах, в 19.00. И вот уже без десяти минут 19.00, а дверь в зрительный зал закрыта.
   Очень я не люблю, когда вот так решают немного истомить зрителя перед встречей с прекрасным (истинное счастье должно быть выстрадано, не так ли?) и задерживают спектакль на 10 минут, на 15. И зрители коротают время, просматривая фотографии в телефонах. Иные же принимаются хлопать: Дед Мороз, выходи!
   "Сон разума" побил все рекорды и начался в половине восьмого. Говорю же, в декабре никак не миновать безумия в том или ином виде. "Льзя ли жить мне..." Да, в общем-то, льзя, только неприятный осадок всё равно остался.
   Зато меня уже не смог как следует испугать кошмарный сон Поприщина - трубы все эти огромные, они же хоботы; орки (один даже в чёрных стрингах был орк); самый главный орк с плёткой, который оседлал огромный самодвижущийся нос и ездил на нём по сцене. И говорящий комод, и собака говорящая , и зеркальные ящики, в которых так и хочется немедленно распилить двух девушек - блондинку и брюнетку. И громадный шар, не то чеснок, не то тыква, который подминает и засасывает - так мягко, так решительно.
   Техническое исполнение - полный 21 век с кисточкой. А сам Поприщин с пером за ухом был так похож на позднего Пушкина, что у меня закралась мысль: может быть, это прошлый образ, из которого не так-то легко выйти? 
   Господин Поприщин сходил с ума настолько убедительно, что некоторые зрители (самые слабонервные. а может быть, напротив, самые психически здоровые) стали потихоньку покидать помещение.
   Не то чтобы это был совсем Гоголь. У Гоголя всё поэтичнее, без криков и орков, без испанских танцев и летящих с неба капустных кочанов. Но всё-таки это Гоголь говорил оттуда, из самой глубины своего 19 века, и тогда становилось смутно и страшно. Кошмар или правда? Правда или кошмар?
"... и всё это делает какой-то цирюльник, который живёт в Гороховой. Я не помню, как его зовут; но достоверно известно, что он, вместе с одной повивальною бабкою, хочет по всему свету распространить магометанство, и оттого уже, говорят, во Франции большая часть народа признаёт веру Магомета."
   После окончания спектакля группа зрителей тянула на сцену вместе с букетами цветов карточки для автографа: мне надо, мне! И все остальные зрители как-то растерялись: это аплодисменты или уже можно в гардероб, пока там не образовалась большая очередь? Нет, наверное, всё-таки аплодисменты. Но часть зрителей всё равно предпочла гардероб.
   И я как-то опять без пули. Опять мимо. Не получилось сойти с ума. Безумие, только не то. Так, немножко. Необходимая декабрьская порция. Настроение Гоголя перечитать.


4 комментария:

  1. ага, пуля пролетела мимо, больше впечатлило техническое оснащение и реализация. Безруков одинаково узнаваем по вздохам и оскалу :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А глаза выразительные? И как он танцевал ещё.

      Удалить
    2. А мне приятельница рассказывала, что на этом спектакле (вроде другого с Безруковым в декабре не было) он долго и упорно высказываляс на тему политики и старательно доносил до зрителя, что в жуткое время мы живем, и не те нами управляют))

      Удалить
    3. Нет, никакой политики не было, только Гоголь. Если бы мне ещё в нагрузку к получасовому опозданию начали вещать что-нибудь этакое, я бы с ума сошла с Поприщиным за компанию.

      Удалить