Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 4 октября 2015 г.

Борьба с Пушкиным. Борьба за Пушкина



   В магазине чего только не наслушаешься. Ходишь, а реклама за тобой. Пока думаешь о том, какой сегодня пригодится рис, простой или пропаренный золотой, голос предложит широкий спектр каких-нибудь услуг. Пока рука тянется за печеньем, голос будет уговаривать взять у них кредит и сразу же переехать в новый микрорайон. А в перерывах поёт заставка: "Универса-а-м удачных поку-у-пок!"
   Так я узнала, что, оказывается, по результатам каких-то исследований (только рекламный голос не уточнил, каких именно), качественное общение родителей с детьми составляет приблизительно 38 минут в неделю. То есть 5 минут в день. С секундами.
   Голос считал, что этого очень мало, и предлагал помощь - купить у него какие-то новые телефоны, что ли. Дополнительные минуты какие-то бесплатно. И тогда, значит, общение наладится и увеличится.
   Пока я стояла у полок с молочными продуктами, реклама повторилась трижды. Но мне ничего не нужно повторять. Я сразу поверила безымянным исследователям детско-родительских разговоров.
   Не удивлюсь, если окажется, что эта цифра даже немного завышена.
   Я снова подумала про 38 минут, когда прочитала в интернете нечто новое и по правде шокирующее. Горестный рассказ мамы о том, как её сын-второклассник медленно и мучительно учил восемь заданных на дом пушкинских строк.
                        Унылая пора! очей очарованье!
                        Приятна мне твоя прощальная краса —
                        Люблю я пышное природы увяданье,
                        В багрец и в золото одетые леса,
                        В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
                        И мглой волнистою покрыты небеса,
                        И редкий солнца луч, и первые морозы,
                        И отдаленные седой зимы угрозы.
   Спотыкаясь то об "очей очарованье", то о "багрец", мальчик не понимал, сбивался, плакал, ругал учебник, школу и Пушкина. Спать лёг на два часа позже обычного и вздрагивал во сне. Наверное, ему снились чёрные бакенбарды.
   Впрочем, ответил на "пятёрку". Но таких счастливцев в классе оказалось немного. Всё больше "четвёрки", "тройки". (Мне всегда было интересно, как учителя оценивают в таком случае: запнулся один раз - 4; два раза - 3? Жалко всех - и учеников, и учителей, а стихи - особенно.)
   Для кого-то из второклассников задача и вовсе оказалась непосильной. Не справились с заданием. Багрец оказался сильнее.
   И тут очень кстати случилось родительское собрание. Оно прошло очень живо, на большом эмоциональном подъёме. Возмущённый разум кипел вовсю. Вместо скучных вопросов - сбор денег и прочее - бурно обсуждалось стихотворение "Осень" и то, как дети не смогли. 
   Как они плакали, ругали учебник, школу и Пушкина, спать легли на два часа позже обычного и вздрагивали во сне.
   Хоть отправляй прямо всем классом к школьному психологу. А синдром можно назвать как-нибудь красиво. Унылая Пора, например. Синдром Унылая Пора.
А возмущённым мамам - сразу к психиатру. 
 - Доктор, у меня в последнее время неадекватная реакция на фамилию Пушкин. Я бешусь, доктор. Хоть это труд и стыд напрасный. И в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь...
 - Так, так, так. Любопытно. А что конкретно беспокоит?
 - Доктор, мне не к лицу и не по летам, пора, пора мне быть умней. Но узнаю по всем приметам болезнь...
   После сотрясания воздуха, бессмысленного и беспощадного, мамы разошлись по домам и продолжили возмущение в своих ЖЖ, фейсбуках и личных блогах. Ярость благородная вскипала как волна. Гуглили форумы, комментировали, писали мамам других второклассников, которые не осилили: "Как я вас понимаю!" Плакали, ругали учебник, школу, Пушкина, министерство просвещения. Спать легли на два часа позже обычного, во сне вскрикивали и вздрагивали.
 - Скажите, доктор, это серьёзно?
 - Послушайте, голубушка, а вы сами во втором классе учили отрывок из стихотворения Пушкина "Осень"?
 - Но, доктор...
 - Ещё раз внимательно послушайте вопрос. Приходилось ли вам во втором классе учить отрывок из стихотворения Пушкина "Осень"?
 - Кажется, приходилось. Да, приходилось.
 - Вашей маме?
 - И маме тоже.
 - Вашей бабушке?
 - И бабушке.
 - А возможно, что и прабабушке, так? При этом все остались живы и здоровы. Почему же вы считаете, что с вашим ребёнком что-то не так и доводите его до слёз? И сами при этом истерите. Да-да, истерите!
 - Я не довожу. Это учебник. Это издевательство. Как можно ребёнку давать такое? Он не понимает слова "багрец"!
 - В парк ребёнка сводите. Там и багрец, и золото, и пышное природы увяданье. Вместе сходите в парк, а лучше в лес. Вот и весь рецепт.
 - Так просто?
 - Проще некуда.
   А начинать лучше в дошкольном возрасте. Лучше дома. Школа не привьёт ребёнку любовь к Пушкину (и ко всем остальным). Разве только случится чудо, повезёт с учителем литературы.
   У школы совершенно другие задачи - не любовь к Пушкину прививать, а к ЕГЭ готовить, начиная прямо с первого класса.
   Поэтому как ни крути, придётся родителям. Воспитатели в садах и педагоги в развивающих центрах не будут, поймите.
   Можно, конечно, и без Пушкина обойтись. Но это для человека нехорошо. И потом, Пушкин всё равно будет в школьной программе, никуда он не денется. И "Повести Белкина", и "Евгений Онегин", и "Борис Годунов".
   Так не лучше ли позаботиться заранее, чтобы синдром Унылая Пора не настиг, не заставил биться головой о стенку и тревожно спать по ночам?
   Пейзажная лирика  - это всегда картинка. Поэтому идите в парк. С ребёнком, но без учебника.  Смотрите очами. Если к этому моменту прочитаны сказки Пушкина, слово "очи" не должно пугать.
                    Ждёт-пождёт с утра до ночи,
                    Смотрит в поле, инда очи
                    Разболелись глядючи
                    С белой зори до ночи...
   Теперь очарованье. Неужели не понимает? Это от слова "чары". Царевну превратили в лягушку - чары; другая царевна уснула навек, уколов палец веретеном - тоже чары. Очарованье - это волшебство.
   В 20-е годы прошлого века горе-педагоги хотели лишить детей волшебной сказки. Чтобы не отрывались от действительности по пустякам, а учились строить, бороться и т. д.
   С. Я. Маршак и все лучшие люди от литературы тогда стояли насмерть, но сумели доказать отцам-инквизиторам, что волшебная сказка детям жизненно необходима. Им нужен очарованный мир.
Он не в учебнике напечатан, со словариком из непонятных слов в конце. Он вокруг.
   Очей очарованье. Смотри, как волшебна эта осень. И в самом деле волшебное время года. Никто не может объяснить, почему именно осенью так хочется творить прекрасное.
   А если второклассник не понимает слова "увяданье", так в этом не Пушкин виноват. Посмотрите под ноги, пошуршите как следует увяданьем. А потом посмотрите вверх, туда, где волнистая мгла. И не придумать более точного описания осенних облаков.
   Чтобы слова "сени" не боялся, свозите хотя бы один раз в деревню. Чтобы чердак увидел своими глазами и колодец, печку и живой огонь в ней, подпол и корову...
   А напоследок цитата.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвёртом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телеку шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».
   Это четвёртый класс. Людям по 11 лет. Страшно не то, что им незнакомо слово "рожок". Откуда им знать? Не забывайте про 38 минут в неделю. Страшно другое. У меня складывается ощущение, что современные дети уверены в том, что мир начался в момент их появления на свет. А до этого была непонятная, невразумительная мгла, в которой жили вперемешку родители, дедушки и бабушки, динозавры, египетская мумия, человек-паук, свинка Пепа и большой-большой секрет. И слово "рожок" появилось в тот момент, когда стали изготавливать мороженое такой формы. 
   Про творожок ничего говорить не буду. Слов нет, но очень велика скорбь. И тревожно как-то становится за будущее нации.
   У современной детской литературы нет Маршака. Кто защитит Пушкина? Кто будет бороться за него?
   Самим придётся, другого выхода нет. Собирать в букеты багрец и золото. Наступать на первый утренний лёд и слушать, как захрустело - вот они, отдалённые седой зимы угрозы.
   Хотя бы один час. И тогда уже будет не 38 минут, а 98.
Уже будет благо. 
   А без Пушкина нельзя, нет. Это очень нехорошо для человека. 

6 комментариев:

  1. Какая картинка! Добавляет немного юмора в грустную тему.
    О пяти минутах в день я читала в статье психолога. Но исследование проводилось с родителями старшеклассников.
    Проблема с запоминанием стихотворных строк (не только пушкинских) еще и в том, что дети учат их в самый последний момент - на ночь глядя.

    ОтветитьУдалить
  2. Я думаю, что мы в принципе общаемся со своими детьми меньше, чем им нужно. В силу разных обстоятельств. И ситуация постепенно усугубляется. Когда милый ребёнок, которого так легко и приятно всячески "развивать", стремительно превращается в нескладное существо с резким характером. Когда становится ясно, что получился обычный подросток с обычными проблемами роста, а усиленное "развитие" никаких особенных результатов не дало, приходится всю систему отношений перестраивать. С миром, ребёнком и самим собой. Часто это бывает очень непросто. Вот и получается 5 минут в день.
    А про стихи я думаю так: всё зависит от настроя. Если мама, заглянув в учебник, закатывает глаза и тут же начинает проклинать всех по списку - значит, будут плакать на пару, а потом вздрагивать во сне. Но вообще-то ребёнок, если он здоров психически и физически, способен выучить стихотворение за короткое время.

    ОтветитьУдалить
  3. А ведь Пушкин - наше всё! Современным детям хорошо бы образные комиксы по Пушкину предлагать. У них вообще проблемы с образностью. Их мозг часто не в состоянии переводить слова в образы. Я преодолевала эту проблему, вводя разбивку биологических понятий на терминоэлементы, тогда у них что-то закреплялось в мыслях. А, оказывается, пора разбивать на образы и Александра Сергеевича...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, уже и вузовские преподаватели говорят о том, что студентам всё чаще требуется словарь во время чтения пушкинских текстов. Они не знают, что такое сюртук. В принципе не понимают, что такое метафора. В этом случае, боюсь, даже комиксы бессильны.
      Проблемы с образностью - не то слово. Однажды я предложила детям написать маленькое сочинение, просто рассказать о событии прошедшего дня. Сидят, мучаются. "Я не знаю, что писать. А у меня вчера ничего не было. А я встала, поела и больше ничего не помню."
      И это не какие-нибудь педагогически запущенные экземпляры, нет. Обычные дети, которые учатся в школах с разными уклонами, и весьма успешно. И по литературе "пятёрка" у них.

      Удалить
  4. Сижу, оплакиваю Пушкина, задерганных родителей и ощетинившихся подростков, которым все по барабану.. А Пушкин для них- это просто набор звуков...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению. И не только Пушкин. Не зря поэзия всегда была верной спутницей юности. Она говорила о главных тайнах человеческого сердца, которые в этом возрасте только начинают открываться.
      А теперь всё, как в стихотворении Игоря Шкляревского.
      Наши дети от случайных браков,
      От унылых ЖЭКовских бараков,
      От двухсотых и трёхсотых блоков,
      Не полюбят Пушкина и Блока.
      Над судьбой Му-Му не зарыдают
      И последних галок из рогаток,
      Как врагов заклятых, расстреляют,
      Чтобы в мире не было загадок.

      Удалить