Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 27 мая 2018 г.

На сладкое - камушки

   И вдруг случайно в магазине остановился мой взгляд на пакете с весёлыми круглыми шоколадками M&M's. Когда-то я их любила, потом забыла, а сейчас мне жаль платить такие большие деньги за такой малый пакет. По-человечески жаль. И он того не стоит, правда. 
   Но всё-таки я не удержалась и пакет взяла - не самый весомый, но и не самый скромный; достаточный, чтобы освежить былые чувства.
   Оказалось, что за прошедшие годы M&M's изменился мало: всё тот же арахис внутри, всё тот же молочный шоколад, та же аккуратная фирменная печать на боку каждого драже. Всё так же тает он не только во рту, но и в руках, как бы не утверждал обратное рекламный слоган.   Совершенно прежний M&M's. Разве что появился в круглой разноцветной толпе новый цвет - небесный, сразу наталкивающий на химические мысли. Потому что любой другой пищевой краситель можно мысленно соотнести с чем-то естественным, природным (красный - клубника; жёлтый - лимон; зелёный - яблоко; коричневый - какао), а голубой -  изначально какой-то фантастический и подозрительный.
   Так мы обсуждали когда-то с подругами, из чего может быть сделан польский ликёр ослепительного школьно-рубашечного цвета, выставленный в витрине всех встречных киосков, наравне с жвачками, кексами вечного хранения и растворимым грушевым напитком "Zuko". Медный купорос - решили мы единогласно. Это был возраст жестоких экспериментов над собой; мы растворяли "Zuko" и не только его, и ели те кексы, и все шоколадные батончики вместе взятые. Но попробовать купоросный ликёр не решались даже самые смелые и отчаянные мальчики.
   С M&M'sом я вспоминаю то, что было глубже, значительнее - маленькие круглые конфеты моего детства, которые назывались "морские камушки".
   Они и правда были похожи на мелкую морскую гальку - гладкие, неправильной формы, полностью природные и натуральные, о чём говорили их тусклые, не очень оскорбляющие, но и не очень привлекающие взгляд расцветки. "Морские камушки" я ела только в самом безнадёжном случае - когда под рукой не было другого сладкого. И очень часто от долгого лежания на берегу нашей жизни они из съедобных камушков превращались в настоящие - попробуй разгрызи.
   И всё-таки я вспоминаю именно их, "камушки" из детства, глядя на яркую упаковку шоколадного драже M&M's.
   Страна моего детства уникальна и парадоксальна тем, что была она одновременно ослепительно прекрасной и невыразимо ужасной. Всё диаметрально противоположное, что пишут о ней сейчас - абсолютная правда и вместе с тем чистейшая ложь. Хотела бы я себе другое детство взамен того, что было у меня? Нет, нет и нет! Хотела бы я своим детям такого детства, как у меня? Ни за что на свете!
   Страна моего детства производила потрясающие сладости, которые можно было купить в счастливый день жизни; а счастья, как известно, много не бывает. Потому я и помню до сих пор нежнейший, воздушный как пена, зефир в шоколаде особой формы, в виде маленьких закруглённых сверху пирамидок; и мармелад "Лимонные дольки" в синей круглой коробке с нарисованным синьором Лимоном; и восхитительное монпансье по старинным рецептам в коробке жестяной, которую следует хранить сто лет после конфет, как секретный документ; и очень изящные, миниатюрные плитки шоколада "Вдохновение"...
   Страна моего детства производила сладости, которые продавались везде и всегда, но есть их было невозможно: печенье "Земляничное" (в сочетании с яблочным соком - вечно не съеденный детсадовский полдник), приторно сладкие вафли, разноцветная безымянная карамель без фантиков, фруктовый ирис, пряники, которые предварительно проверяли на ощупь сквозь пакет - свежие? Но пряники почти всегда оказывались твердокаменными, и никто их не брал, и что с ними было дальше, я не знаю.
   Были конфеты "морские камушки". Иногда в их сердце, под плотным слоем сахара, содержался изюм, и это было не очень хорошо. Но, на худой конец, "камушек" можно было раскусить, сахарную оболочку выбросить, а изюм съесть. Я не очень любила изюм. Гораздо лучше, если внутри "камушка" содержался орех, и тогда можно было жевать прямо с оболочкой, особенно "камушки" лимонного, слабо жёлтого цвета.
   Такие "камушки" на сладкое можно было есть в крайнем случае, если ничего другого не было под рукой. И если бы тогда мне попался в руки яркий M&M's с аккуратной печатью на боку каждого драже, я не задумываясь предпочла бы его. Потому что он вкуснее и потому что он красивее, и потому что упаковка, и потому что в любом месте веселее вместе...
   А сейчас пересыпаю его с ладони на ладонь - гулко, приятно, гладко - и вспоминаю "морские камушки". Я их не хочу, я никогда не любила их, просто вспомнилось как-то... И детства другого не хочу. И детям своим не хочу другого детства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий