Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 30 ноября 2015 г.

Сыски, хыхки и кадват

Кадват

- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.
У Алёнки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо. 
 - Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.
Я хочу сказать "сыски", а у меня высвистывается "сыски"...
В. Драгунский. "Заколдованная буква"
   Игорян в очередной раз что-то изобрёл. Потом проверял новейшую разработку на членах семьи:
 - Угадай, что обозначает этот кадват!
 - Не кадват, а квад-рат, - это старшая сестра строга. А мне и кадват нравится. Что-то в нём такое, новая геометрия. Очень недолговечная.
 - Да, есть у меня такая проблема, - невозмутимо ответил Игорян. При этом было непохоже, что он считает проблему существенной, требующей немедленного решения.
"Очень может быть, что у вас и квадрат, а лично мне и с кадватом хорошо, - так, наверное, думал Игорян. - Мне и с кадватом изобретается. И каклета мне вкусна. И где кнопка у компьютерного питательного блока, мне известно."
   Игорян громко хохочет над рассказом Драгунского "Заколдованная буква". Над всеми тремя хохочет одинаково - над Мишкиными хыхками, над Алёнкиными сысками, над фыфками самого Дениса.
 - Они все неправильно говорят! Надо вот так!
И предлагает свой собственный, четвёртый вариант, который графически воспроизвести невозможно, но он тоже достаточно далёк от образцовых шишек. Это называется: над кем смеётесь? Над собой смеётесь. Шипящих звуков в речи Игоряна явно недостаёт.
 - Это О! - уверенно и радостно показывает Игорян в азбуке С. Козлова. - Это твёрдый знак!
 - Ну, а это?
На странице стихотворение:
                         Рада
                         Редька,
                         Рада 
                         Репка,
                         Рыжий-рыжий
                         Рыжик 
                         Рад...
 - Не могу сказать. Это трудная, самая трудная буква.
   А уже не за горами мистические пять лет, к которым все нужные человеку звуки должны поставиться непроизвольно. А если этого не произошло - тогда логопеда не избежать.
   Сейчас почти все ходят к логопеду. Наверное, это неспроста. Жизненные наблюдения показывают, что, например, ещё 15 лет назад с детской речью дела обстояли гораздо благополучнее. И начинали раньше, и говорили чище. Про словарный запас давайте не будем.
   Не знаю, что это - гаджеты, виджеты, экология, лекарства, родовые травмы... Не знаю. Но факт есть факт: хуже стали говорить, и всё.
   Никто не посылал 15 лет назад годовалого ребёнка на консультацию к логопеду. Зачем? А сейчас зачем-то надо. Чтобы ребёнок гордо поставил кубик на кубик в присутствии постороннего человека, демонстрируя развитие, соответствующее норме. Чтобы посидел на низком стульчике, внимательно слушая рекомендации, которые доктор даёт маме: пальчиковые игры, фасоль... Неужели сейчас ещё встречаются родители, которые не знают про фасоль? И как пальцем по манной крупе рисовать.
   Потом в три года - обязательно. К этому возрасту Игорян, несмотря на всю фасоль мира, только начал произносить первые членораздельные слова и простые предложения, что стало для меня удивительным открытием. Потому что в своё время я вела полноценные беседы с двухгодовалой дочкой. Все свои книги она знала наизусть, осмысленно рисовала существ с лицами, руками и ногами, а в перерывах пела песни.
   Что такое "задержка речевого развития у детей" я не знала в принципе. Никогда не интересовалась этим вопросом. И тут вдруг оказалось, что у моего сына она есть. А ещё я узнала о нормах.
   В этом месте я всегда вспоминаю фильм, который люблю всей душой - "Форрест Гамп". Там директор школы говорит маме Форреста, что сын её тесты не прошёл, а значит, его развитие не соответствует норме. "А что такое норма?" - спросила в ответ мама Форреста. Да, что такое норма?
 - В норме, - сказала мне тогда доктор-невропатолог, - ребёнок к трём годам должен произносить ясно, чётко и чисто все звуки!
Я сразу почувствовала себя мамой Форреста Гампа.
 - Доктор, а вы когда-нибудь видели таких детей? - спросила я. - Которые в три года чисто и ясно, включая Р?
   Просто интересно стало. Потому что разговаривающий на своём языке трёхлетка - это сколько угодно, это практически герой нашего времени. А вот чтобы ясно, чётко и абсолютно все... Ни разу не встречала такое чудо.
 - Да, попадаются иногда, - ответила доктор.
А "иногда" - это, может быть, 20 лет назад был случай. На заре врачебной практики.
Я думаю, что пришла пора серьёзно пересмотреть нормы.
 - Есть смысл подлечиться, - сказала далее доктор-невропатолог. - Можете попить то-то и то-то. Если вы считаете, что ваш ребёнок отстаёт от соседского. Если нет - можете ничего не пить.
   Я моментально решила: если нет. Зачем ко всем глупостям этого мира прибавлять ещё одну, совсем уж несусветную? Поить ребёнка непонятно чем, непонятно от чего. А главная неясность состоит в том, как вот эту таблетку с ребёнком совместить? Потому что хоть говорить он толком не умеет, но зато средства невербального общения будет использовать весьма активно - мимика, жесты, язык тела... И понимает всё - абсолютно! Чует.
   Я  подумала: само пройдёт. И в самом деле - через год прошло, за исключением нескольких звуков. Но Игорян буквально на днях научился правильно произносить ч-щ. И во мне окрепла надежда, что постепенно и всё остальное как-нибудь само, и не придётся никуда идти. И подтвердится лишний раз моя любимая китайская пословица: "Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как мимо проплывает труп твоего врага".
   Сколько моих сил и нервов сэкономила эта народная мудрость! Я жду чуда. Вернее, его повторения.
   Когда-то я впервые привела к логопеду четырёхлетнюю дочку. Говорила-то она хорошо и грамотно, но без кристальной чистоты. Р там, Ж... Не помешали бы.
   Логопед стала показывать ребёнку разнообразные карточки. В том роде, что покажи, где тут зима, где лето; где мальчик, а где девочка.
   Ребёнок на вопросы ответил, а потом добавил от себя, чтобы не так скучно было, историю про какой-то остров Дван, жители которого предпочитают есть исключительно какую-то арнаусскую икру...
   Логопед свои карточки убрала, а мне сказала: "С вашей девочкой очень интересно общаться. А теперь идите домой. Никакая помощь не требуется. Если через год сама не заговорит, милости просим."
   А через несколько дней произошло чудо. В буквальном смысле. Представьте себе, что вечером ребёнок ложится спать, не владея 3-4 звуками, а утром встаёт с абсолютно чистой, образцовой речью - актёры МХАТа позавидуют. Как будто ночью волшебник в мозгу на какую-то кнопку нажал.
   Поэтому подожду ещё, пожалуй. Всё-таки своей сестры брат. Остров Дван пока не открыл, зато изобретает вовсю. Со всеми положенными по норме кадватами.




6 комментариев:

  1. Здорово! И очень убедительно! Долой логопедов раньше времени)) И таблетки в топку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, я очень хорошо представляю себе своего сына на приёме у логопеда сейчас. Поэтому и подожду ещё. Пока сам не поймёт, зачем ему это надо, лучше поберечь нервы и деньги. А может, и правда всё само наладится.

      Удалить
  2. О-о-о-о-о! У меня только звуки остались, без слов. Сейчас все ходят и к логопеду, и к неврологу, и даже годовалых девочек к гинекологу ведут. Гаджеты это, экология или просто врачам вместе с фармацевтами кушать хочется - не знаю. А им только дай полечить: "вы попейте лекарство А, но оно даёт нагрузку на печень, поэтому потом попьёте лекарство Б, Но после него обязательно нужно пропить курс лекарства В, потому что почки могут отреагировать" - это из моего собственного реального разговора с врачом. Но как-то попался хороший врач, спрашиваю у него: "У дочки к годику зубов маловато - это не страшно?". "Нет, - говорит, - у моей дочки вообще 2 зуба к году было, ничего, выросли все, ей сейчас 30 лет. Но если вы волнуетесь - можем надрезать десну". И моё волнение тут же куда-то исчезло :). Причём, истерия обоюдоострая - и от самих родителей, и от врачей. Но это на самом деле горько и страшно. Вспомнила, как кто-то рассказывал мне, как перед садиком ( в 3 года) посетил неволога, и деть получил какой-то диагноз, потому что ребёнок не назвал ей породы собак, которые она показывала ему на каких-то карточках. Дога, понимаешь ли, от левретки не отличил. И в то же время у меня была группа 4-хлеток, которые вообще не говорили. То есть, говорили, но абсолютно на своём "тарабарском", понять было невозможно ничего. Вот такая компания подобралась. И где, спрашивается, доги с левретками?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, это будет счастливейший из дней, когда отменят наконец-то все эти обязательные комиссии, детей перестанут тягать к психиатрам перед поступлением в детский сад, ставить всем подряд таинственные неврологические диагнозы, рекомендовать пропить на всякий случай то и это. Я верю, что этот день настанет. И педиатр, заглянув ребёнку в горло, прослушав его через фонендоскоп, отметив, что позвоночник прямой, ступни не плоские, а поведение адекватное, не будет выписывать направление к лору, хирургу, невропатологу. И не поставит на учёт несчастного, который в год не говорит положенные по норме десять-пятнадцать слов.

      Удалить
  3. Ох, Ирина, а я пока и боюсь и волнуюсь с первым то ребёнком. Особенно начитавшись разных статей. Мы ходим на развивающие игровые занятия и наша педагог (психолог с многолетним стажем) на мои опасения говорит, что сейчас детки все начинают разговаривать позже, чем раньше. И это скорее из-за огромного избытка информации, поступающей ребёнку. И что на данный момент - это норма и не надо ребёнка мучить понапрасну, просто такое поколение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ника, я думаю, что дети начинают говорить позже в том числе оттого, что люди общаться между собой стали гораздо меньше. Мир современного человека расколот на виртуальный, где всё-всё хорошо: фотографии красивые, пироги всегда удаются, маленькие дети вызывают исключительно положительные эмоции. Но реальный-то мир тоже никто не отменял. Вот и получается такая особая форма шизофрении, которую многие просто не осознают, и тем не менее она присутствует. Ребёнку, чтобы заговорить, нужно определиться в системе координат. А когда рядом не один мир, цельный и неделимый, а сразу два, это не так-то просто сделать. Вот они и думают.

      Удалить