Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 26 мая 2015 г.

В борьбе с абсурдом

Лица
В борьбе с абсурдом так и надо действовать.
Реакция должна быть столь же абсурдной.
А в идеале — тихое помешательство.
                  С. Довлатов
   В борьбе с абсурдом можно только пасть. Лежать на полу, смотреть изо всех сил в потолок. Осторожно ощупывать мозг: растяжение? вывих? Нет, я всё знаю: у меня там не закрытый, а открытый перелом. Со смещением.
   Однажды я прочитала в интернете новость. Из фильма "Мастер и Маргарита" вырезали сцену гибели Михаила Александровича Берлиоза под колёсами трамвая. Ту самую, где голова покатилась.
   Режиссёр Владимир Бортко возмущён. Как так? И со мной не посоветовались! А ему в ответ: не положено. Тёмный круглый предмет, который запрыгал по булыжникам Бронной с лёгкой руки Михаила Афанасьевича Булгакова, есть пропаганда насилия, которая с некоторых пор законом запрещена. Так что не обессудьте.
   Пусть теперь Анна Каренина решает свои проблемы другим, более эстетичным и гуманным, способом. И Родион Романович Раскольников пусть возьмёт себя в руки и подумает хорошенько ещё раз: может, он не имеет право? Может, всё-таки тварь дрожащая? Тогда и вырезать ничего не придётся.
   Леди Макбет пусть тихо сидит в своём Мценском уезде и не высовывается. Германна, грозящего пистолетом графине (отчего старая женщина скоропостижно скончалась на месте), спрятать труднее - сюжет у всех на слуху. Но, может быть, как-нибудь так?
   "Му-му" отныне и вовеки веков не упоминать не единым словом. Будто бы онемели все разом.
   "Крейцерову сонату" запретить всю - от начала и до конца. Это в вечерних новостях пусть ревнивый муж закалывает неверную жену широким кинжалом. А матёрый человечище пусть отражает прекрасный мир.
   Да уплывёт Лариса Огудалова вместе со своим Карандышевым по Волге забвения! А по дороге к ним присоединится Катерина Кабанова-луч света в тёмном царстве.
   "Моцарт и Сальери" тоже никуда не годится. Да и вся русская литература, с какой стороны ни посмотри, мало соответствует. Семь пар железных ножниц затупится, пока всё вырежешь да под новый закон причешешь.
   Когда-то я считала вершиной маразма требования худсоветов, которые долго и тщательно решали: пустить новый фильм к зрителям или не пустить? Да где кусок отрезать? Да почему? Да какое слово переозвучить?
   На имя худсовета писал объяснительные записки Леонид Дербенёв. Что это за словосочетание такое - Остров Невезения? Вы на что намекаете, собственно говоря? А кто такие волк и сова, которых боятся зайцы? Вы подразумеваете кого-то конкретного? И почему это ваши зайцы верят в какую-то древнюю молву, а не в светлое будущее, как полагается всем настоящим грызунам?
   Я думала, что только люди с больной фантазией, люди, собранные в каком-то секретном цехе по особому спецзаказу, а не рождённые папой и мамой в счастливый день, могут додуматься до такого. Срочно переименовать главного героя из Владика в Шурика (того самого). Потому что Владик - это, вне всякого сомнения, Владимир Ильич. Опять недостойные, тщательно завуалированные намёки этих киношников. Но коварный план рухнул, происки зловредного режиссёра снова успешно пресечены на корню.
   А ещё худсовет настоятельно просил убрать эпизод, в котором хулиган Верзила, в погоне за тем самым Шуриком на строительной площадке, пробегает сквозь чёрный дым и превращается в папуаса. В набедренной повязке и с копьём в руке. А как же братские народы Африки? Они ведь могут обидеться.
   И тогда режиссёр Л. Гайдай сказал комиссии, что лично спрашивал у африканских товарищей их мнение, и они просили передать, что нисколько не обижаются.
   Судя по тому, что чёрного Верзилу не тронули, худсовет поверил режиссёру Л. Гайдаю на слово.
   Абсурд самой высокой пробы, чистейший, без примесей. Но зато как закалялись творцы в этих баталиях! Какой великолепный юмор, какой ум, честь и совесть выдавали они на экран!
   Иногда бдительность изменяла твердокаменным худсоветам. Режиссёр Г. Данелия опасался, что загубят эффектный финал  "Осеннего марафона". Заметят, что Бузыкин и профессор Хансен из Дании бегут в сторону Финского залива. Не заметили. Обошлось.
   Как я радовалась, что нет больше таких комиссий, бесконечных заседаний, идиотских замечаний и требований! Правда, качество фильмов заметно ухудшилось, и не хотелось думать, что одно каким-то образом связано с другим.
   Но, оказывается, комиссии никуда не делись. Просто требования стали другими. И чиновники от культуры и образования по-прежнему не устают удивлять.
   Кабинет географии школы, в которой учится моя дочь, готовят к ЕГЭ. Приказ: немедленно убрать со стен все газеты, дипломы, снять портреты великих учёных и мореплавателей. Всё долой. Вы спросите - зачем? А я сейчас скажу. Я догадалась. Совершенно секретно.
   Чиновники боятся, что кто-нибудь из выпускников накануне экзамена выловит в реке старинный кувшин, выпустит из него джинна Хоттабыча. И залезет тот джинн в какой-нибудь портрет, и будет нашёптывать классу втайне от педагогов: "Индия находится почти на самом краю земного диска. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают одни плешивые люди."
   И доверчивые выпускники внесут эти ответы в свои стандартные бланки. А в результате - позор на голову директора и плохие показатели. Снимайте, снимайте. И Колумба, и Беллинсгаузена тоже...
   Это не фантазии моего воспалённого мозга. Это я так с абсурдом борюсь. Не всегда ещё получается, но я усиленно работаю в этом направлении. Стремлюсь к идеалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий