Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 25 июля 2023 г.

Нулевой километр


   Чуйский тракт - название торгового пути, который издавна связывал Россию с Монголией и Китаем. Когда-то простая вьючная тропа, на которой не всегда могли толком разойтись два каравана. В местности, населённой преимущественно лесными и горными духами. Верблюды, кони и купцы шли по той тропе неделями; не дремали, естественно, и разбойники. Окутанные это места, овеянные легендами и жуткими тайнами. Я бы туда в восемнадцатом веке с верблюдами не пошла. Но в двадцать первом - совсем другое дело.

   Теперь на Чуйском тракте купцов днём с огнём не сыщешь, теперь здесь народ всё больше с камерами и фотоаппаратами. А то просто вылез из машины в случайном месте и глазеет, не в силах оторваться. Испытывая сложное чувство маленького человека в большом мире. И уж точно все до единого, кто попал сюда, знают, читали, смотрели где-то у блогеров, что Чуйский тракт признан одной из красивейших в мире и самой живописной в России автодорогой. И верят с первого взгляда: признан заслуженно.

   Но не только величие природы повергает в трепет. Повергает в огромный трепет одна только мысль о том, как вообще могли сотворить такое - инженерная мысль и простые рабочие руки. Сотни, сотни километров, в тяжелейших условиях (а другие бывают ли?), и всё это лишь небольшой фрагмент страны, которая начинается от порога и не заканчивается никогда. Сама дорога стала памятником десяткам тысяч её безымянных строителей.

   Современный Чуйский тракт официально начинается в Новосибирске, но исторический нулевой километр установлен в Бийске. Сюда приходили купеческие караваны, когда Новосибирска ещё не существовало в природе. Отсюда начинается старый путь, и нам тоже на своём пути невозможно миновать город Бийск.

   А стояло в Бийске в тот день жары ровно 37 градусов. Всё живое, которое могло, попряталось по домам. А то, которое не могло (например, свадебная пара со своим фотографом) только усиливало фантасмагорический пейзаж. Купеческие особняки красного кирпича казались раскалёнными: плесни на них ковш воды, и зашипят, как будто камни в бане. Изойдёт горячим паром особняк купца Васенёва.

   Но воду нужно беречь, вода самим пригодится. А также пригодится мороженое и вся тень от больших деревьев.

   Чувство реальности было немножко утеряно. А тут ещё обнаружился в центре города памятник Ленину, нарушающий все привычные каноны: облачён был Ильич в зимнюю шапку и тёплое пальто с барашковым воротником. И было его чисто по-человечески жалко, ведь в такую жару должен страдать даже памятник. Но только если он не Пушкин.

    К Пушкину меня вывело, как уже случалось не раз, какое-то безошибочное шестое чувство: а вон там, в скверике, не Пушкин случайно? И был там Пушкин, и бийский зной был ему приветом с далёкой исторической родины. И ветер тоже дул как будто оттуда - раскалённый, сильнейший. Поднималась белая пыль. Фотографировалась в пустынном парке совершенно новая семья. А нулевой километр стоял на своём месте незыблемо.



    Здесь, вот именно здесь начало. Или конец - смотря в какую сторону обращены твои верблюды.


Продолжение следует.


2 комментария: