Когда я училась в начальной школе, каждый понедельник мы приносили в класс крупную сумму денег и отдавали нашей учительнице Риспалне. Так оплачивали неделю школьных завтраков - целиком. А сумма была - один рубль. Нет, не так. Сумма была - Один Рубль.
Сейчас я открою свой кошелёк, найду в отделении для мелочи маленькую монетку серебристого цвета. Усмехнусь презрительно и положу её обратно. А завтра в магазине отдам кассиру целую горсть таких. Кассирам почему-то всегда нужна мелочь.
А мы сдавали Рубль. Бумажный - билетиком или весомый металлический, размером с медаль.
Были разные: олимпийский; с Юрием Гагариным; юбилейный - 40 лет Победы. А самый распространённый - с большой головой Ленина, точь-в-точь как на пионерском значке. Поэтому теоретически можно было ходить в школу с рублём на груди. Но практически таких ненормальных не находилось. Рубль - это звучало гордо. Это было целое состояние.
Стало быть, сдавали на обеды. После второго урока наши мальчики с топотом и дикими криками: "Гром гремит, земля трясётся, 1"Б" в буфет несётся!" торопились перекусить. За мальчиками поспешали девочки, но без нервного напряжения. Потому что знали: сейчас пройдём мимо галдящих и томящихся в очереди средне- и старшеклассников, прямо к специально для нас накрытым столам.
А на них кружком - стаканы с чаем, накрытые сверху неземного вкуса булочкой, коржиком, сочнем или калачом.
Но были и чёрные дни - не реже одного раза в неделю. Когда поперёк стакана лежал кусок хлеба, а поверх него - комковатая котлета неправильной формы. Никто их не ел, а Риспална сокрушалась: "Вкусные же котлеты!"
Завтрак был испорчен, настроение тоже. Шаблон разорван в клочья.
Котлета на хлебе казалась космическим пришельцем. Мы ведь как привыкли со времён детского сада? Сначала половником на тарелку жидкое картофельное пюре - хрясь! Тук-тук-тук его поперёк, чтобы волнами получилось. Лопаткой котлету сбоку - плюх! И особой коричневой подливки сверху - щедро. Или такой вариант - золотое озерцо сливочного масла в центре.
Иногда вместо пюре котлету сопровождали белые, истомлённые долгой варкой макароны, которые крепко держались друг за друга.
А ещё повара регулярно кошмарили нас гороховой кашей. Других гарниров не помню. Гречка? Ни в коем случае! Перловка? Это для рассольника. Рис? Утром был в молочной каше. Тушёная капуста? Пожалуй, да. Совсем про неё забыла.
Но котлета оставалась неизменной. Можно было обойти всю страну вдоль и поперёк - котлета лежала на тарелке во всех детских садах, столовых, санаториях. Лежала сбоку, но гордо, подмяв под себя картофельное пюре волнами.
Котлета была неотвратима, как понедельник, вездесуща и официально признана. Никто не знал, из чего она на самом деле сделана. Но, в общем, не очень страшная. Мы отдавливали её вилкой, по кусочкам.
А та, школьная, на хлебе, была, во-первых, какой-то круглой и не влезала в наши семилетние рты. А во-вторых, выглядела так, будто бы её предварительно щедро обваляли в муке, а потом тушили на огромном противне с такими же котлетами. Или парили как-то. Поэтому сверху на котлете образовывалось какое-то липучее покрытие. Тесто? Не тесто?
Котлеты на пару? О чём вы? На большом противне? Я вас умоляю!
Истинные котлеты начинаются в тот момент, когда папа прикручивает к кухонному столу мясорубку и начинает быстро вращать ручку по часовой стрелке. Раз - свинина, два - говядина, три - лук (спасайся, кто может!). А там уж мама подхватывает фарш, и уже мокнет в молоке положенное количество белого хлеба. А ещё через несколько минут зашкворчит, поплывёт по всей квартире аромат. И никакая коричневая подливка не омрачит сегодня мою радость.
У меня нет ни одной знакомой семьи, в которой не жарили бы время от времени котлеты. И я не знаю человека, который не любил бы это величайшее достижение отечественной кухни.
Тот, кто первым додумался разбавлять мясо хлебом, наверняка хотел сэкономить, а в результате получилось изобретение каких мало.
Получился артефакт, в котором сошлись пять элементов, пять стихий.
Мясо - с него начинается любая уважающая себя котлета. (Ещё бывают рыбные, но это не моя тема, совсем не моя.)
Хлеб - здесь он не всему голова, но вполне возможно, что сердце. Без хлеба котлета не будет жить, не встрепенётся гордо на сковороде, не отдаст всю свою любовь и нежность.
Молоко и его близкие родичи. Нет, хлеб и в воде размокнет, конечно. А в молоке он наберёт силу. Ещё я иногда добавляю в котлетный фарш 1-2 ложки сметаны - тоже ничего. Или можно спрятать в недрах котлеты кусочек сыра.
Далее - овощи. Лук - это само собой. А ещё возможен чеснок, тёртый картофель, мелко нашинкованная капуста. Иные предпочитают тыкву. Овощи добавляют котлете изысканности.
Наконец, сырое куриное яйцо надёжно скрепит между собой все элементы. И можно окончательно забирать власть в свои руки. Быстро взбить пальцами готовый фарш, быстро слепить приличного размера котлеты (не то чтобы большие, но и не очень маленькие).
Некоторые любители пропускают фарш через мясорубку дважды, для особой мягкости. Но я так никогда не делаю - лень, и сразу почему-то вспоминается бабушка из фильма "Похороните меня за плинтусом". Как она этот дважды провёрнутый с руки на руку перекидывает, вечно больному внуку паровые котлетки готовит и в телефон жалуется на человеческую неблагодарность.
А испытанная чугунная сковорода тем временем уже нагрелась. Минут через 15 можно будет подавать - пухлые, как булочки из духовки.
И обязательно пристроить сбоку пюре картофельного нежидкого внушительную порцию.
Вот это вредно для человеческого организма! Особенно на ужин.
Но мне вкусно было и есть...
Это вообще мистика какая-то, Ирина.
ОтветитьУдалитьКогда вы оду борщу написали, я пошла свёклы купила. Не после прочтения, а до! То есть запланировала борщ на завтра, купила свёклу, а перед сном прочитала тот ваш рассказ.
А вот сейчас читаю про котлеты. При том, что сегодня их сделала и в холодильник положила с намерением жарить завтра.
Наверное тут у нас в Новосибирске единой информационное поле. Сегодня в нём информация про котлеты, и все её оттуда подцепляют. А тогда про борщ была.
А может это чьё-то массовое воздействие на сознание?
Ольга, как же я люблю такие совпадения! В последнее время всё больше убеждаюсь, что Новосибирск - город маленький до невозможности. Про единое информационное поле - красивая мысль. Может, в Академгородке учёные что-то изобрели, а мы и не знаем, котлеты жарим?
ОтветитьУдалитьИрина улыбаюсь))) Домашние котлеты исключают шестой элемент, который маячит как непременный атрибут столовок - это элемент неожиданности)))
ОтветитьУдалитьЕсли в качестве гипотетического эксперимента попытаться воссоздать сей шедевр дома, то в домашних условиях не представляется возможным воспроизвести столовские котлеты. Думаю все дело в элементе неожиданности))))
Ольга, о нет! Дома воспроизвести эти шедевры совершенно невозможно. Постигший тайну шестого элемента может считать себя Властелином мира, а также всех имеющихся в нём кастрюль и сковородок.
ОтветитьУдалитьА ещё - воздух! Воздух того времени - вот приправа, рецепт которой утрачен навсегда...
У меня идея появилась. Слепить две котлеты, на одну покричать перед жаркой, другую похвалить. Посмотреть, что получиться. Может, тайна приоткроется?