Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 27 ноября 2015 г.

Аварийное творчество

Эвелина Васильева. Мандарины
Нарисованные, а после съеденные
   Эвелина внезапно нарисовала мандарины. Это случилось посреди недели, в тот день, когда стало известно, что в школе произошла авария с водопроводом, и поэтому занятия на сегодня отменяются полностью. Можно спать. Только почему-то, когда можно, спать совсем не хочется. А хочется рисовать мандарины.
   Это был очень странный день. Диверсия природы против среднего образования. Потому что когда мы с Игоряном после обеда проходили совсем по другой улице, мимо совсем другой школы, нас обогнала пожарная машина с мигалкой. А потом как раз напротив школы затормозила.
   И тут уже никакие силы не могли заставить моего сына сдвинуться с места. Он встал столбом. От головы до пяток зелёным столбом на белом-белом покрывале ноября. А когда из машины вылезли один за другим трое пожарных при полном обмундировании, вообще пропал.
"Пожар! - зачарованно вскрикнул Игорян. - Мама, там пожар!" - повторил он с надеждой.
   Я посмотрела внимательно и не увидела рвущихся языков пламени, зловещий чёрный дым тоже ниоткуда не валил. Чадом угарным не пахло. Пожарные двигались неторопливо и задумчиво, а длинную лестницу вообще оставили в машине.
   Из окон второго этажа ничего не летело на свежевыпавший снег: ни глобус, ни скелет человека, ни портрет Л. Н. Толстого, ни иное ценное оборудование. Видимо, очаг возгорания успели ликвидировать силами учащихся и педагогов.
   А может быть, и не было никакого очага. Просто один из второклассников нашёл спички и стал показывать приятелям, как они горят. А приятели смотрели с любопытством и опаской, как первобытные люди.
   Потом девочки увидели и всё рассказали учительнице. А учительница была молодая, неопытная. Испугалась, вместо того чтобы посоветоваться с завучем. Людей перебаламутила.
Но они ничего. Такая работа, мол.
   Одним словом, никаких явных признаков чрезвычайной ситуации мы не заметили. Но то, что это был день, неблагоприятный для учёбы, сомнений не вызывало. Зато это был день, благоприятный для творчества.
И Эвелина нарисовала мандарины. Видимо, её переполняли очень сильные чувства.
   Что же тут непонятного? Я отлично помню себя. Сначала в течение четырёх лет я ежедневно мечтала, чтобы сгорел детский сад. Желательно дотла, без малейшей надежды на восстановление. Потом я отчётливо помню реакцию своего класса, когда учительница математики сказала вдруг после второго урока, что в школе нет воды, запишите задание и до свиданья.
   Боже. Что тут с нами сделалось! С точки зрения здоровой человеческой психики, реакция была абсолютно неадекватной. Конечно, гулять на свободе лучше, чем сидеть на уроках, но чтобы вот так! Ведь это всего лишь школа. Место, куда однажды приходят с улыбкой и букетом цветов, а через десять-одиннадцать лет выходят с аттестатом зрелости и сколиозом первой степени. И то и другое не смертельно. Живут и с аттестатом, и со сколиозом.
   Мы же радовались так, будто в тюрьме объявлена всеобщая амнистия. Будто бы Малюта Скуратов сначала пригласил на дыбу, а потом передумал. Будто бы в испанском сапожке возникли неполадки, а следом разладился механизм в отце-инквизиторе, и он вместо вопроса: "Давно ли ты продал душу дьяволу?" задал другой вопрос: "Вы не подскажите, как пройти в библиотеку?"
   Не знаю, как теперь у детей. Дочка обрадовалась, конечно, но вприсядку плясать не бросилась, и колесом ходить не стала. А взяла в качестве драпировки ткань с бегемотами и нарисовала мандарины.
   И вот это общее, это ключевое, если выпала вдруг негаданная свобода -  немедленно сделать что-то своё, никак не связанное с заданиями, с уроками, с итоговыми тестами. Аварийное творчество.
   Когда с мандаринами было покончено (во всех смыслах: запечатлены, а потом съедены), Эвелина положила на блюдце пёстрое яблоко сорта "Брызги шампанского", рядом пристроила хурму и строго-настрого наказала именно эти два фрукта ни в коем случае не есть.
 - Может быть, ещё не починили водопровод. Может быть, завтра снова не учимся. Я тогда порисую.
   Увы, оказалось, что водопровод починили, и завтра учимся. Вместо пёстрого яблока и хурмы предстояла сравнительная характеристика трёх женщин: Катерина Кабановой (луч света в тёмном царстве), Ларисы Огудаловой (бесприданница, которая в итоге не досталась никому) и Катерины Измайловой (леди Макбет Мценского уезда). Тоже авария в своём роде.

6 комментариев:

  1. Какой изумительный натюрморт получился! Наверное, я становлюсь поклонницей изобразительного творчества Эвелины.
    Ну и про упомянутых литературных персонажей тоже интересно... Я вот теперь тоже прохожу их с Аней. Лесков, прямо скажем, сбил меня с ног. Мне посчастливилось не читать в школьное время ни Островского, ни Лескова, зато сейчас я делаю это с удовольствием.
    Ирина, а что Вы думаете о "Леди Макбет Мценского уезда"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я думаю, что "Леди Макбет" - это в каком-то смысле эпическая вещь. И Лесков рассказывает о своих героях с эпическим спокойствием. Да, вот был и такой случай в нашем уезде, из песни слова не выкинешь.
      Девушкам из пьес Островского далеко до Катерины Львовны, как до Луны, во всех смыслах. Она - готовая шекспировская героиня, недаром ведь леди Макбет. Лесков (как и Шекспир) - не рассказчик страшных историй с плохим концом. Здесь что-то про выбор человеческий. И готовности платить за этот выбор сполна.

      Удалить
  2. Отличный натюрморт получился. Очень натуралистично.
    Ткань с бегемотами получилась без оных)))
    Делая анализ русской литературы о женской доле, понимаешь, что счастье и русская женщина понятия несовместимые. А если уж влюбишься, то будет тебе смерть от паровоза, обрыва, пистолета.... Хочется обнять и плакать....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я думаю, что это общемировая женская проблема. Куда не глянь - везде все умерли. Разве что Джейн Эйр повезло, и то вон какие препятствия преодолеть пришлось.

      Удалить
  3. Екатерина Богданович30 ноября 2015 г. в 00:56

    Девочки мои красавицы,Ирина и Эвелина, какие вы у меня Творческие личности и почитать и посмотреть... и слово и глаз радует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Мы стараемся изо всех сил.

      Удалить