Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 9 декабря 2014 г.

Письмецо в конверте

 
Эвелина Васильева. Почтальон
Разносит
   Фильм "Усатый нянь" заканчивается очень трогательно. Бывшая ночная няня, а ныне солдат, проходящий срочную службу, Иннокентий Петрович (он же Кеша) едет куда-то в грузовике с такими же солдатами. Лицо у него умиротворённое и счастливое.
   Кеша мысленно перечитывает письма своих бывших воспитанников. Грузовик едет в даль, а детские голоса не иссякают: "Хорошо ли ты там стреляешь из своих орудий? Вкусная ли у тебя там еда? Ты сообщи нам, и мы с Димкой Дашевским к тебе приедем. Поздравляю, если получил ордена."
    Дети писали. Ещё и рисунки свои, конечно же, вкладывали в конверт. Торжественно опускали письмо в почтовый ящик и сразу же начинали ждать ответа. Каждый день спрашивали у родителей.
   Языком конверты заклеивали. Покупали марки, путались в индексе. Но письмо всё равно доходило.
   Иногда начинали так: "Здравствуй, дорогой неизвестный друг!" А что делать? В каждой уважающей себя школе обязательно был клуб интернациональной дружбы (КИД), и каждому из нас хотя бы раз в жизни пришлось написать в никуда. Без любви, правда, скорее, с любопытством. И через долгое-долгое время, когда уже всё забыто и надежды нет никакой, вдруг оказывалось, что это всё-таки работает. Получилось, отозвалось!
   В непривычном конверте (погоди, не рви!) с непривычным адресом и марками, каких ещё нет в коллекции, лежало неведомое послание от кого-то далёкого, но уже названного по имени.
   Письмо всегда было написано по-русски. Приличным почерком. Довольно сложный текст, и без ошибок. "Ратуша, которую ты видишь на картинке, относится к достопримечательностям города. А какие памятники архитектуры есть у вас?" Неужели сами?
   Мой брат переписывался с мальчиком из Болгарии, которого звали невероятно: Ангел Ангелов. А я - с девочкой из ГДР, Катрин Кауфман.
   "Ну что, не пришло ещё письмо от Кати Купцовой?"- спрашивал периодически мой папа. И я злилась, потому что, во-первых, письма действительно шли ужасающе долго. А во-вторых, никакая не Катя, и никакая не Купцова! И не надо срывать волшебные покровы с моей таинственной переписки.
   Надо сказать, что наши послания не отличались содержательностью и глубиной. Ничего существенного мы друг о друге так и не узнали. Я учусь в 5 классе. И я тоже! У меня нет брата и сестры. А у меня айн брудер. Я коллекционирую открытки (намёк понят). А я марки (та сторона тоже приняла к сведению).
   Кроме того, мы зачем-то посылали друг другу отчёты о своей успеваемости (дети своего времени, что поделаешь?). У меня две "четвёрки" в четверти, остальные "пятёрки". А у меня "двойка" только одна, остальные "единицы"! Наша вожатая товарищ Штольц похвалила меня за хорошую учёбу.
"Как в сказке, вверх тормашками", - думала я, разглядывая очередной толстый белый конверт с расплывчато-голубыми чернильными буквами (а внутри побрякивают две лёгкие серебристые монетки - пфенниги).
   Первые письма Катрин Кауфман мужественно писала по-русски. А потом всё чаще стала переходить на родной немецкий. Может, изменились правила её школьного КИДа. А вероятнее всего, Катрин рассудила по справедливости: почему только она должна потеть над чуждой грамматикой? Как положено друзьям, всё мы делим пополам.
   Хорошо, что иностранный язык в школе нам преподавала настоящая немка - Земфира Эдуардовна Кунц. Молодая, с очень короткой светлой стрижкой. Она научила нас говорить. Помогла поверить, что это нестрашно. Мы в исступлении тянули вверх руки: меня спросите! меня, пожалуйста! Из парт вываливались. И деревянное семейство Краузе из учебника, которое охотно сидит дома в воскресенье (sitzt am Sontag gern zu Hauze), не имело к немецкому языку никакого отношения. Гораздо интереснее были рассказы про подругу Земфиры Эдуардовны, которая дома как раз не сидела, а гоняла на своём мотоцикле - по мягкой зиме, по немецкой земле.
   Поэтому все редкие послания Катрин я прочитывала свободно, почти без словаря. Вот ответы писать - это да, это сложнее, там падежи. Но ведь в особенно трудных местах можно и на русский перейти. Может быть, у Катрин тоже хорошая учительница иностранного?
Мы переписывались несколько лет. А потом для наших стран наступили смутные времена, и переписка постепенно заглохла.
   А ещё через какое-то время я вообще забыла, как это: писать послание на бумаге, долго ждать ответа, радоваться запечатанному конверту. Всё прошло, поросло быльём, затянулось забвением...
   Но вот однажды моя дочь-второклассница принесла из школы задание невероятное, сногсшибательное, нереальное. Написать письмо в воинскую часть - солдату или офицеру. Поздравить с Новым годом и при желании добавить подарочек от души и сердца - шоколадку, кофе или чай.
   Написать письмо! Чтобы какой-нибудь Иннокентий Петрович 18 лет отроду ехал в грузовике со счастливым лицом, перебирая в памяти строчки. Чувствовал что-то новое и большое...
"Пожалуй, я сочиню стихотворение! - решительно сказало дитя. И немедленно приступило к делу.
   Первая строчка письма была написана твёрдо и чётко: Здравствуйте, уважаемый солдат (или офицер)!" А ещё минут через 15 появился текст поздравления. Вот такой.

                                        Солдат стоит на границе,
                                        Чтобы все спали спокойно.
                                        Солдат стоит на границе
                                        Вместе с ружьём достойно.
                                        Мечтает, наверное, солдат
                                        О золотой медали,
                                        Которую только вчера
                                        Полковнику честно отдали.
                                        И смотрит на звёзды солдат,
                                        Не думая уж о медали,
                                        Которую только вчера
                                        Полковнику честно отдали,
                                        А думает он о семье,
                                        О родственниках, друзьях,
                                        И думает он о себе,
                                        А ещё - о родимой земле,
                                        О морях, океанах бездонных...
                                        Солдат стоит на границе,
                                        Чтобы все спали спокойно.
                                        И продолжает мечтать.

Интересно, кому попалось? Не полковнику ли?

2 комментария:

  1. Класс! И ты и Эвелина большие молодцы))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Света! Что всегда восхищало в детях - они сочиняют легко и свежо. Вот бы и взрослым так.

    ОтветитьУдалить