Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 6 ноября 2014 г.

Товарищ женщине не товарищ


Эвелина Васильева.Товарищ и женщина
Женщина и товарищ
   Воспитательница сказала громким голосом, чтобы с первого раза поняли все: "Сегодня, дети, мы всей группой пойдём навестить больного товарища. Давайте скажем дружно: "Выздоравливай поскорее! Три, четыре!"
   То,что больной товарищ на самом деле был девочкой по имени Оля (моя будущая лучшая подруга), нас нисколько не смутило. И не такое слышали.
   Иногда к нашим мамам обращались так: "Товарищи женщины!" На самом деле это оксюморон - сочетание несочетаемого, как "живой труп", например. Либо ты женщина, либо ты товарищ, а два в одном не бывает.
   В фильме "Служебный роман" Людмила Прокофьевна Калугина сначала сама товарищ, поэтому ей везде мерещатся товарищи. Она обращается к сотруднице так: "До свиданья, товарищ Рыжова."  Никак не может понять, что вверенная ей Рыжова - женщина, без всяких ненужных добавок. Грешная, страдающая, жертвенная, раздражающая других женщин. Как она Самохвалова полюбила: "Вся наша боль - моя лишь боль. О сколько боли, сколько, сколько..."
    И секретарша Вера со своими сапогами, батниками, спицами, телефонными разговорами и походкой от бедра - женщина. А вот Шура из месткома - вечный, надёжный, монолитный товарищ.
   Когда Людмила Прокофьевна волшебным образом преобразилась в женщину, она сразу заговорила по-другому: "Ольга Петровна, заходите ко мне, поболтаем. Посплетничаем!"
   У женщины на первом месте чувства - пусть рваные, пусть больные, пусть недозволенные, только чтобы были. У товарища на первом месте долг.
   Я думаю, что наша воспитательница была товарищ. Женщине вряд ли пришло в голову вести к больному ребёнку галдящую толпу.
   Дело было зимой. Мы оделись, построились парами. Каждому из нас выдали по шоколадной конфете - чтобы не с пустыми руками идти в гости. Говорю же, воспитательница была товарищ. Килограмм шоколада зараз - именно то, что нужно выздоравливающему в первую очередь.
   Несколько несознательных хулиганов доверенные им конфеты немедленно съели, за что выговор получили немедленно, а в перспективе - приказ: "Когда вернёмся в группу - встанете в угол!"
   Хулиганы расстроились не сильно.К углу им было не привыкать. Они хотели ещё конфет: "Ну а мы всем садом дружим с шоколадом."
   Я же боялась утратить вручённую мне "Белочку", очень уж хотелось донести до места и обрадовать. Поэтому спрятала гостинец в шерстяную варежку, от чего он несколько потерял свой товарный вид..
   Нас ещё раз пересчитали и повели. Мы поднялись на пятый этаж. Товарищ воспитательница нажала на кнопку дверного звонка...
   Насколько я теперь понимаю, это был визит без предупреждения, в духе времени, потому что очень хорошо помню выражение лица Олиной мамы. Она и без того носила очки с сильными диоптриями, которые увеличивают глаза, а здесь... Кроме того, Олина мама была не товарищем, а женщиной, и если бы ей был предварительный звонок от заведующей: "К вам идут дети", Олина мама уж как-нибудь да выкрутилась бы, нашла предлог. В крайнем случае, забаррикадировала бы дверь, затеяла ремонт, срочно эвакуировалась к маме. Чего только не придумает женщина, чтобы уберечь своего ребёнка от напасти!
   Но Олину маму никто ни о чём не предупредил. Надо сказать, что в этот трудовой час она оказалась дома не только из-за больничного листа. Олина мама находилась в отпуске по уходу за ребёнком и, судя по всему, наш бодрый звонок в дверь прервал её попытки уложить годовалую дочку.
Может быть, самое главное качество женщины - чуткость?
   Но мы прошли в комнату. Кажется, наш визит не затянулся.Что-то такое было в атмосфере, не располагающее к долгим посиделкам. Кажется, мы даже не стали снимать верхнюю одежду и ничего не скандировали хором. Те, кто донёс, вручили свои помятые конфеты. Потом снова построились парами и пошли обратно в детский сад.
   Мероприятие, призванное развить в детях сострадание, человеколюбие, щедрость и доброту, можно было смело записывать в отчёт. А на совещании, посвящённом подведению каких-нибудь итогов, начать доклад словами: "Товарищи! За истекший период нами была проведена следующая воспитательная работа."
   И товарищи вручили бы товарищам почётный красный вымпел. А женщина в это время снова и снова будет пытаться уложить одного ребёнка, греть молоко с мёдом другому.
   Больше мы никогда не ходили навещать больного товарища. Может быть, не было соответствующих указаний сверху? А может быть, я просто ошиблась в нашей воспитательнице? Может быть, всё-таки она была женщиной?..


Комментариев нет:

Отправить комментарий