Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 19 ноября 2014 г.

Народный артист Волк


Эвелина Васильева. Волк и Красная Шапочка
В роли хищника

   Его часто представляют злым, кровожадным. Зубами щёлк. Но он ещё просто бедолага какой-то. Полез к поросятам в трубу - угодил в котёл с кипятком. Боль незвериная. А спасённое трио ликует, песни распевает, похрюкивает довольно: "Нам не страшен серый волк!"
Или хотел честно рыбки в проруби наловить - хвоста лишился. Да ещё баба бока коромыслом намяла: "Волк, волк! Держи его!" А потом ещё вези на побитом горбу ту, которая научила нехорошему: "Битый небитого везёт!"
   Так ведь и в жизни частенько бывает. Как только Акела промахнулся, так сразу нам нужен новый вожак.
   Но может быть, он просто переигрывает? Стонет и кряхтит на публику, а сам не прост?
   Страдания волка - сердечная рана артиста, который старался, а его забросали гнилыми помидорами. Заулюлюкали талант.
   Прикинуться, притвориться, сыграть роль. Волк самый непревзойдённый оборотень среди всего лесного народа. И чаще всего у него получается. Амплуа волка - злой дядька, которым пугают детей. Никто из зверей не пытается с такой настойчивостью проникнуть в чужой домик. Волку неинтересно съесть Красную Шапочку прямо в лесу, вместе с пирожками и горшочком маслица. А как же творческий полёт, риск, нерв, без которых нельзя представить себе жизнь настоящего артиста? Где высокое искусство перевоплощения?
   Тем слаще плод, чем тернистей путь к нему. Сначала нужно проглотить бабушку, предварительно послушав её голос, перенять манеры: "Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется."
   Нужно переодеться в бабушкино платье, разыграть диалог с внучкой, выдержать все паузы, театрально вскрикнуть: "Это чтобы съесть тебя!" И захохотать дико, и отправить в пасть наивную девочку. И тут же погибнуть прямо на сцене от руки случайно проходивших мимо охотников. Финита ля комедия!
   И так - несколько веков подряд: глотает и гибнет, гибнет и глотает. И охотники чутко прислушиваются, а потом неожиданно врываются. И бабушка с Шапочкой раз за разом выходят из волчьего брюха целые и невредимые. И во всех концах земли не устают повторять родители своим детям: "Никогда не разговаривайте с неизвестными." Да где там!
   Трудно постигают дети эту науку. Тот, кто пришёл не с миром в твой дом, не обязательно сер, когтист и говорит ужасным хриплым голосом. Он может взять несколько вокальных уроков у знакомого петуха и запоёт высоко, чисто и складно. Он может надеть белую овечью шкурку и проблеять, что ему негде переночевать. Он может просунуть в окно лапу, испачканную мукой, надёжно спрятав в тени остальные части тела.
   Волк - истинно народный артист. Ведь не зря именно ему наши предки придумали роли и маски. Зло обманчиво, тысячелико, льстиво, безжалостно, а иногда находчиво и очень талантливо.
   Зло гордится собой, любуется собой. И чтобы понять это, надо тысячу раз впустить его в свой домик, прятаться в подпечье, быть проглоченным, одураченным, уволоченным в мешке в тёмный лес. Чтобы однажды не умом, не знанием, а чутьём, развившемся до звериного, понять: это не бабушка. Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поёшь.
Акела промахнулся, как и задумано.
   А потом - аплодировать безупречной игре из своего безопасного партера. И даже, может быть, испытать катарсис, и бросить к ногам волка цветок. И тут же купить в кассе билеты на другой спектакль. С волком в главной роли, конечно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий