Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 13 сентября 2023 г.

Полное непопадание


   Говорят, что Чижика-Пыжика с Фонтанки воровали уже семь раз. Род странного, с оттенком безумия даже, вандализма. Почему-то представляется, что все семь раз дело происходило глухой зимней ночью. Туристов в округе ни души, на всей Фонтанке лёд. Можно свободно подкрасться и с помощью каких-то специальных инструментов отодрать от каменного выступа маленькую металлическую птицу. Зачем? Чтобы орехи дома колоть? Нет, всякому настоящему вандалу важен риск, адреналин. Важно применить огромное физическое усилие, чтобы отодрать закреплённое. Чем больше усилие, тем счастливее вандал.

   Можно облачиться в гидрокостюм и нырять в этом месте с мешком, горстями собирать со дна мелочь, которую набросали туристы. Неужели никто так не делает? Не верю. Ведь туристы кидают без перерыва, хотят попасть прямо в углубление под лапами Чижика, а никак не получается. Я не знаю, зачем нужно кидать в Чижика монеты, но дала Игоряну горстку, он кинул и не попал. А много лет назад и я кидала, и не попала. Только в другого Чижика, которого украли.

   Тогда тоже шли из Летнего сада, и сад тоже был другим. Запомнился он уютной и густой, старинной липовой тенью; с деревянных тележек продавали солёный и сладкий миндаль в кулёчках из коричневой бумаги; играл духовой оркестр, а бабушки с дедушками и дети танцевали... Зачарованное место, очень даже понятно почему вдохновившее Анну Ахматову на поразительные строчки: "Где лебедь, как прежде, плывёт сквозь века, любуясь красой своего двойника." И другие, ещё более поразительные: "И всё перламутром и яшмой горит, но света источник таинственно скрыт".

   Таинственно! Именно. После глобальной реконструкции таинственность покинула Летний сад. Во всяком случае теперь про него совсем не хочется писать стихи. И даже прозу не очень хочется писать. Не воспевать же решётки, похожие на крупную сетку-рабицу, окрашенную в зелёный цвет.

   И статуи... Что с ними не так? Оказалось, это не статуи, а копии. Те, что помнят Ахматову молодой, те, что простояли в саду 300 лет, перекочевали в Михайловский замок. Их место заняли  другие, сделанные из искусственного мрамора. И хоть, по правилам грамматики, главным в этом сочетании является слово "мрамор", но по правилам красоты, по правилам тайны, которая вдохновляет на удивительные строки и удивительные дела, слишком уж явно выпирает "искусственный". 

   Что поделаешь, живой каррарский мрамор с годами, и особенно с веками, стареет и ветшает. А искусственному ничего не будет. Но если вдруг будет, то можно ведь сделать новую копию. Как седьмого Чижика-Пыжика. Прямо один к одному, никаких отличий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий