Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 5 января 2015 г.

По сценарию Гоголя

Гоголь рядом

 - А, вот каким голосом запел, немец проклятый!
Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час
на себе, слышишь, неси, как птица!
 - Куда? - произнёс печальный чёрт.
 - В Петембург, прямо к царице!

                          Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" 

   Лучше бы детям не знать вовсе, что произведения, которые они проходят в школе на уроках литературы, называются классическими. Не нужно детям ничего такого говорить. Вырастут - сами догадаются, если повезёт, конечно. Восклицаниями и призывами типа: "Читай! Читай быстро! Это же классика! Это жемчужина (кладезь, сгусток, слиток)! Немедленно оцени красоту!" мы только усугубляем читательское бездействие. Которое и так прогрессирует катастрофическими темпами.
   Классическое - значит мёртвое,тут дети соображают довольно быстро. Можно не читать, а цитировать. Кузнец Вакула на чёрте, черевики, ведьма, вареники толстому Пацюку прямо в рот прыгают. У нечистой силы ничего не вышло и чудо всё-таки произошло: Вакула принёс из Петербурга царский подарок и капризная Оксана вмиг стала любящей и милой. Всё это возможно только в Рождество. Чего же боле? Для итогового сочинения хватит, пожалуй.
   Кто из нас в пятом классе думал иначе? "Ночь перед Рождеством" - таинственная и странная сказка о празднике нереальном, незнакомом. Преданья старины глубокой. Читаешь, и словно бы фильм смотришь: вот ведьма на помеле прямиком в трубу спикировала, вот чёрт месяц украл. Вот Солоха всех своих гостей по мешкам распределила. А зачем пришли в её хату один за другим все эти разномастные и разнокалиберные мужчины (и чёрт туда же) - это уже за пределами цитирования. Об этом не припомню чтобы наша учительница литературы упоминала хоть полсловечком. И никаких наводящих вопросов не задавала.
   Ну да ладно, будем считать, что все они (включая чёрта) пришли поздравить свою подругу. А в мешки она их посадила для того, чтобы нам смешно было.
   Будем считать, что кокетство красавицы Оксаны перед зеркалом - тоже сказочный атрибут. Ей положено приставать к волшебному предмету: "Люди лгут, я совсем не хороша. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!"
  Через несколько лет, когда мы сами станем Оксанами, и жизнь будет привлекать нас гораздо больше сказок, никто и не вспомнит про "Свет мой, зеркальце, скажи!" Ведь сердце замирает в предчувствии реального Вакулы, и не нужно, чтобы он всю правду докладывал. Подойдут и комплименты.
  Но лет через двадцать пять, когда снова захочется немного волшебства, мы вновь заведём зеркальные речи. Теперь уже со всей искренностью, без кокетства: "Ужас какой! Неужели это я с такими-то синяками под глазами и первой робкой морщиной? А впрочем, вроде бы ещё ничего, особенно если сбоку посмотреть. Нет, нет! Молода, хороша, и точка!"
   А сатирик Гоголь, гений Николай Васильевич следом подсовывает нам ещё одну разящую наповал фразу: "Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года."
Но нас уже так просто не проведёшь. Мы давно догадались, мы вышли за пределы цитирования. Мы научились читать классику.
   Трудно быть хорошею, говорите? А ведь верно. Поэтому  разом и Чуб к ней, и чёрт, и дьяк, и голова. Всех в мешок и шито-крыто. Ну и где после этого Оксана со своими черевиками?
Впрочем, к возрасту Солохи будут и в её хате мешки. С добром или с чёртом - у всех по-разному. И это тоже вне зоны цитирования. Это скрытый текст, потайной смысл. Личная жизнь, одним словом.
   Но детям-то что делать? У них в программе. И нужно как-то попытаться донести до них не только чёрта, но и чудо. Гоголя донести.
   Я бы, пожалуй, начала с того, что "Ночь перед Рождеством" - это сценарий, из которого потом, как мы из "Шинели", вышли многие рождественские и новогодние сюжеты: в литературе, а позже и в кинематографе. Это чудесная схема, которая допускает любые вариации, но два ключевых момента в ней обязательно должны быть.
   1. Необычное путешествие.
Этот мотив без конца повторяется в новогодних фильмах. "Иронию судьбы" невозможно не упомянуть в первых рядах. В "Сироте казанской" все три Павла рассказывают, какой долгий путь пришлось им проделать. В фильме "Француз" мсье Поль Руссо отправляется под Новый год в русский городок с говорящим названием Глухая Потьма. Поль долго переписывался с девушкой Ирой и решил, наконец, познакомиться с ней.
Герои "Новогодних приключений Маши и Вити" - свято верящая в чудеса девочка и прагматик-мальчик - с помощью Деда Мороза попадают в волшебный лес, где немедленно идут выручать Снегурочку из Кощеева плена.
   Литературные герои не отстают. Гайдаровские Чук и Гек едут за тридевять земель, в дикую неведомую тайгу, повидаться с отцом-геологом.
   Михаил Зощенко в рассказе "Ёлка" совершает мысленное путешествие в детство, в тот день, когда маленький Минька вместе со старшей сестрой Лёлей сначала разоряет новогоднюю ёлку и роняет стул на подарки, а потом кричит гостям, сидя на руках у мамы: "Можете все уходить! И тогда все игрушки нам достанутся!"
   Другой мальчик по имени Дядя Фёдор вместе с папой отправляются на "Запорожце" сквозь снег и пургу в милое сердцу Простоквашино, к своим дорогим говорящим зверям.
   В рассказе Куприна "Чудесный доктор" несчастный, отчаявшийся Мерцалов бесцельно бредёт куда глаза глядят, и уже подумывает о самоубийстве, когда происходит встреча, изменившая всю его жизнь.
   Всем нужны черевики, и у каждого они свои. Своя модель и размер. Любовь ли это, долгожданная встреча, дружба, доброе дело, милые сердцу воспоминания и вдохновение, домашний уют и здоровье.
   2. Мешок, в котором неожиданное. Подарок и ноша одновременно.
Может быть, и не получил бы Вакула свою Оксану, если бы коварная Солоха не посадила в мешок старого Чуба - отца Оксаны и по совместительству своего поклонника. В отместку неверной ведьме сказал он: "Засылай сватов!" А как там всё было после свадебного пира, Гоголь не посчитал нужным нам рассказывать.
   Женя Лукашин в новогоднюю ночь вместо Гали получил Надю. "Иначе я никогда не был бы счастлив!" - с чувством говорит Женя. "Мы не были бы счастливы!" - поправляет его Надя. Хорошо, что она не слышала, как незадолго до счастливого воссоединения любящих сердец 36-летний Женя говорит своей маме: "Всё равно никто не будет заботиться обо мне лучше, чем ты".
   Настя-сирота казанская вместо одного отца обрела сразу троих. И теперь нужно для всех найти место в сердце.
   Француз Поль вместо глупой вульгарной Иры увозит а Париж утончённую образованную Аню (ведь на самом деле это она писала письма). Но родственная душа - очень хрупкий дар. Не разбить бы.
   Прагматик Витя начинает верить в сказку, а Маша  - в науку. Теперь они знают вдвое больше. Только сказка закончилась.
   После визита профессора Пирогова жизнь семейства Мерцаловых круто изменилась. Но всегда ли у человека найдутся силы быть благодарным за данное и не требовать большего?
   Мама дяди Фёдора, отыграв концертный номер, который долго репетировала с менеджером по колготкам, всё-таки пришла в Простоквашино на лыжах. Но папа-то дяди Фёдора по-прежнему уверен: лучший подарок для женщины - мешок картошки. По цене одного букета роз можно купить сразу три мешка. А супруга ему прямым текстом и прямым поступком: есть и романтика в этом мире. Захочет ли папа признать это?
   Чук и Гек встретятся с отцом, но сначала будет испытание: неизвестность и одиночество, страх и тревога. А если выдержишь - будет тебе ответный выстрел в лесу.
   Повзрослевший Минька никогда не обидел слабого, не взял чужого. Но при этом не обижал ли он себя, не разорял ли? Не раздавал ли налево и направо подарки, принадлежащие ему по праву, потому что стыдно за тот давний случай?
   Чудо есть, и оно обязательно случится. Но и чёрт намалёван сбоку на стене счастливым Вакулой. И мешки развязаны не все. И черевики могут износиться раньше времени.

 


2 комментария:

  1. Ох, и разошлась же ты))) Какая-то другая Ирина проступила)) Хочешь сказать, пора в путешествие? За Вакулой)))

    ОтветитьУдалить
  2. Проступишь тут... Может, Солоха с чёртиком нашептали? А Николай Васильевич руководил? У меня такое ощущение.
    Вот про путешествие не уверена, но от черевичек новых не откажусь.

    ОтветитьУдалить