Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 14 декабря 2017 г.

Чудо своими руками

- Дай-ка мне ещё внутренних деталей мандарина, - попросил Игорян.
Я поняла, что, кажется, настало подходящее время для того, чтобы прочитать историю про механического Деда Мороза.
   К писателю Свену Нурдквисту я отношусь хорошо, но без желания собрать полную коллекцию из его книг. Несколько лет тому назад мы очень быстро прочитали старую историю про именинный пирог; Игоряну понравился и старик Петсон, и его Финдус, который всегда котёнок, сколько бы ни прошло лет. Игорян с интересом рассматривал смешные авторские иллюстрации, но перечитывать не просил, и когда мы вернули не нашу книгу, про её героев больше не вспоминал.
   Но "Механического Деда Мороза" я всё-таки решила купить, потому что в нём за такую цену было целых 117 страниц; потому что можно будет потом обсудить устройство, да и просто хотелось чего-то ещё не прочитанного на зимнюю праздничную тему.
   Чего-то странного хотелось, чего-то таинственного. История про то, как чудаковатый старик решил смастерить для своего кота механического Деда Мороза и выдать его за настоящего, подойдёт. Сам-то Петсон давно ни в какого Деда Мороза не верит, а Финдус не согласен и ждёт, и надеется.
   Игорян одновременно и Петсон, и Финдус. Потому что никаких научных доказательств существования Деда Мороза нет, но всё равно хотелось бы, чтобы подарки под ёлкой появлялись исправно - волшебно и непредсказуемо.
   С первых же страниц неспешная, размеренная деревенская жизнь пожилого интроверта предстала пред нами во всей красе. Вот встали, вот сварили кашу, вот съели кашу, вот выпили кофе, снег во дворе нужно почистить, а потом пора в мастерскую - делать зубчатое колесо, да так, чтобы Финдус ничего не заподозрил.
   Надо идти в столярку совершенствовать зубчатое колесо, а коту скучно, он хочет играть в прятки. Подробное описание пряток на чердаке. В общем, я хорошо понимаю кота, но Петсона я тоже понимаю - спрятаться где-нибудь, и заниматься интересным, и чтобы никто не приставал.
   Так прошли четыре главы замедленной жизни. Когда Петсон понял, что для его затеи необходим большой ящик и пошёл за ним на распродажу, мне тоже захотелось укрыться в столярке и там уснуть. Но Игорян, как самый настоящий Финдус, требовал его искать - читать дальше.
   Картинки намекали на то, что праздник ещё не завтра, торопиться некуда. Можно не радоваться раньше времени.

 - Вот бы покататься на таких санках! - вскричал Игорян, игнорируя обречённое выражение Петсонова лица. Я тоже воспрянула духом и сказала себе, что Петсон просто так задумался, а в декабре просто дни такие короткие. А магазин ящиков так специально выглядит. И его хозяева - муж и жена - тоже специально так.
"Он приставил второй ящик и протиснулся внутрь, всё время разъясняя, что делает. Наконец он затворил за собой дверцу.
Тут Каринка взяла и заперла ящик снаружи.
 - Полежи-ка отдохни, милый Хендрик, - сказала она. - Я тебя выпущу вечером. И не беспокойся, о Петсоне я позабочусь.
Хендрик колотил кулаками, кричал, но Каринка словно не слышала его. Она облегчённо вздохнула."
   Потом Петсон выбрал то, что ему нужно, и ушёл домой. Дальнейшая судьба Хендрика нам неизвестна.
   На следующий день Петсон снова думал про зубчатое колесо, ел кашу, пил кофе. Потом его осенила идея, потом приснился страшный сон.

   Я бы в детстве поскорее пролистнула это место и постаралась забыть. Но это место не послушалось бы и потом обязательно мне приснилось. Но Игорян не такой. И хорошо, и правильно, что наши дети не похожи на нас.
 - Игорян, тебе не страшно?
 - Нет, - удивился Игорян. - Я надеюсь, ты меня больше не будешь беспокоить такими вопросами?
   На следующее утро Петсон варил кашу и ему не терпелось пойти в столярку. Уже было почти совсем готово большое зубчатое колесо. Но вдруг Петсон потерял самый нужный винт. Оказывается, его утащила и спрятала под полом крыса, и не хотела отдавать. Уговаривали её очень долго, почти две страницы Крыса плакала. Но винт отдала.

   Для Петсона время шло очень быстро, а для Финдуса медленно. Игоряну книга казалась короткой, а мне - бесконечной. Но она всё-таки продвигалась, и всё в ней складывалось чудесным образом. Смешной почтальон принёс волшебное масло, оживившее механизм; странный торговец праздничным товаром дёшево продал Петсону двух говорящих Дедов Морозов. А самым удивительным был лесник, бывший рыбак, который умеет играть на скрипке и хочет жить в горах, а что делать с лесом и в лесу, он не знает. От него шли и заблудились, но потом нашли свою тропинку. Это философская фигура, это потом будет понятно.
   Быть не на своём месте - это уже потом начинается. В шесть лет все ещё на своём месте.

   Наконец, в книге наступил сочельник. Петсон волновался, чтобы ему правдоподобно и вовремя дёрнуть за верёвочку, чтобы зубчатое колесо не подвело, чтобы Финдус в полумраке не заметил обмана, и механическая кукла выглядела не слишком механической.
   Но вдруг раздался стук в дверь, и в комнату вошёл настоящий Дед Мороз, вручил подарки, а потом исчез, и его маленькие следы быстро заметал новый снег.

 - Что-то я не понял, - сказал Игорян. - Дед Мороз всё-таки настоящий был или механический?
Я и сама не поняла. Наверное, не в Деде Морозе дело. А в том, что иногда получается сделать чудо своими руками, если очень этого хочется. Медленно-медленно, но иногда получается сделать чудо.

2 комментария:

  1. Ирина, добрый день. С интересом читаю, как переплетаются истории Игоряна с персонажами из книг. С наступающим всех вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь! Большое Вам спасибо за интерес к нашим историям. И конечно, с наступающим Новым годом!

      Удалить