Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 13 августа 2015 г.

Если кто-то вдруг левша


Эвелина Васильева. День левши
Я - левша
   В Древнем Риме рабов-левшей возвращали как испорченный товар, или просили на них скидку.
   В Средние века, если не сжигали сразу, на месте, то косились неодобрительно и с опаской: почему он до сих пор не порвал с дьяволом? зачем медлит? что выжидает? может, помочь ему всей деревней?
   Лет 50 назад стыдили и жёстко переучивали. В особо тяжёлых случаях привязывали левую руку к туловищу и зорко следили: не сопротивляется ли? не перегрызает ли зубами путы? не гнёт ли упорно свою линию?
   Ведущие детские поэты своего времени писали по случаю назидательные стихи:
                                У Пети левая  рука
                                Желает быть главней.
                                Он с ней не справится никак,
                                Никак не сладит с ней.

                                И вот - насмешки и смешки.
                                Хоть не ходи играть в снежки.
   В конце 20 века порченый товар чудесным образом превратился в элитный. Их мало! Они исключительные (список гениев-левшей во главе с Леонардо прикладывается)! Берегите ребёнка-левшу, не пытайтесь переучить, не угнетайте его ранимую психику.
   Придумали ножницы для левшей, гитару для левшей, точилку для карандашей и штопор (всё стоит в несколько раз дороже, чем праворукое). Вот вам и персональный праздник, дорогие левши вы наши! Пусть будет 13 августа, и не спрашивайте почему.
   А кто-то мудрый и неведомый смотрит из своего Космоса на театр, который разыгрывают люди на своей отдельной планете, и тихонько усмехается в бороду: "Ну-ну, празднуйте на здоровье. Покуда не стали снова испорченным товаром".
   Мне очень повезло. Потому что моя мама прочитала в журнале какую-то прогрессивную статью и попросила воспитателей в детском саду не усердствовать. А дома никто не обращал внимания на то, какой рукой я ем и рисую.
   Но в школе номер не прошёл. Невозможно представить себе в то время левшу за партой. Это было просто выше человеческого понимания. Ошибка, которую по какой-то непонятной причине допустила природа, нужно исправить - и всё.
   Исключение делалось для мальчика, который упал с дерева и очень неудачно сломал в трёх местах правую руку. Сначала долгий гипс, потом неправильно срослось, снова гипс, потом долгая реабилитация, рука плохо действует, а учиться-то надо. На доске писать надо.
И если правша научился левой, то почему бы и левше не научиться правой?
   Моя первая учительница Раиса Павловна говорила маме, что всё хорошо, без помарок, и грамотность исключительная, но вот почерк! почерк! И снижала оценку по письму.
   А левую руку я всё-таки приберегла. Для всего неофициального -  стихотворных черновиков и прочих сочинений. Для домашнего употребления.
   Единственный левша, которого я встретила за всё детство, был персонаж из книги Лескова - косой тульский мастер с родимым пятном на щеке и выдранными во время учения волосьями на висках.
   И был ужасен мультфильм про него - больница с жёлтой лампочкой и голые стены. Точь-в-точь детская поликлиника, куда идёшь в необходимых случаях, еле передвигая чугунные ноги. И пока сидишь в унылой очереди, из отделения травматологии в конце длинного коридора, из-за глухой двери, выкрашенной белой масляной краской, медленно выйдет мальчик на костылях...
Спасите! Помогите! Заберите меня отсюда! Я не левша, не левша, нет!
   А больше никого не было. Позже я прочитала статистику: каждый седьмой. Ну и где? Может быть, каждого седьмого из моего детства успели качественно переучить в ранние годы, потому что их мамы не читали прогрессивных журналов? А может, левши неравномерно распределены по земному шару - где-то пусто, где-то сплошь? Или ген леворукости воспрянул, когда его перестали подавлять, и стал чаще вселяться?
   Позже я прочитала: правое полушарие, образное мышление, нестандартное видение...
Могу сразу сказать, что во время учёбы - средней и высшей - проку от этого правого полушария мне было немного.
   Каких детей испокон веков называли сообразительными? Острый ум, всё схватывает на лету!
Правильно -  тех, у кого ярко выражены математические способности. Детей с хорошим логическим мышлением, с умением моментально вычленить главное и отбросить ненужное, составить план, доказать теорему, вывести и тут же применить формулу.
   Сейчас я вообще не понимаю, как мне удалось окончить среднюю школу, потому что в старших классах я в принципе перестала понимать, что написано в учебниках. Открываешь - а там словно китайские иероглифы.
   В студенческие годы самыми неподъёмными и буреломными были для меня точные науки - современный русский язык, историческая грамматика, старославянский...
   Когда появилась возможность не читать научные тексты, я сразу же перестала это делать. Раз и навсегда. Никогда в жизни не помышляла я заниматься наукой.
   А музыкальные и художественные способности в средней школе вовсе не требуются. Тем более что у меня их всё равно нет, что бы там не писали про левшей.
   Что же касается своего видения... Сколько раз я сталкивалась в жизни с такой ситуацией: "Не надо оригинальничать. Не надо. Есть правило, есть схема, есть методика и план. И не надо выдумывать."
   И, в общем, если посмотреть на жизнь беспристрастно, то именно так всё и есть. Не надо оригинальничать. Не усложняй.
   Спасибо, конечно, за точилку для карандашей, за штопор и нелепый праздник. Но миром с незапамятных времён правят сообразительность и логика. Умение быстро сориентироваться и принять оптимальное решение.
   А наскальная живопись и статуэтки из слоновой кости - это для узкого круга любителей. И забавные умения - моментально прочитать слово задом наперёд, текст вверх ногами и написать несколько строк в зеркальном отражении (все потом подставят зеркальце: забавно) - это только друзей развлечь разве.
Тем не менее почему-то продолжают рождаться. Значит, природа на что-то намекает.
   А кто-то мудрый и неведомый будет по-прежнему смотреть из своего Космоса, как люди придумывают новый банкомат, в который карточка вставляется с левой стороны, и усмехаться в бороду: "Ну надо же, молодцы-то какие. Догадались!"


У Пети левая рука Желает быть главней, Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней. И вот — насмешки да смешки, Хоть не ходи играть в снежки.источник

У Пети левая рука Желает быть главней, Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней. И вот — насмешки да смешки, Хоть не ходи играть в снежки.источник

У Пети левая рука Желает быть главней, Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней. И вот — насмешки да смешки, Хоть не ходи играть в снежки.источник

8 комментариев:

  1. Да, мне это все очень знакомо. Я переученная левша, в начальных классах моим родителям строгая первая учительница так сказала без обиняков: "нормальные дети должны писать правой!" Слез, конечно, было пролито немало, но раз учительница сказала... теперь я правша, а левая сторона у меня по-прежнему ведущая в неосознанных действиях. Помню, мама моя сильно удивлялась тому, как я пеленаю ребенка, начиная с левой руки.
    В классе у нас был еще один мальчик левша, но он, видимо, был сильнее левша, т.к. никак не мог переучиться. Выходя к доске он писал вкривь и вкось правой, а в тетрадках писал только левой.
    Моя дочка родилась левшой (вот она - наследственность), почерк у нее очень хороший, почти каллиграфический, только без наклона. Никто, разумеется, ее и не думал переучивать. Ножницы она в 2 года благодаря моей маме, дававшей ей без ограничения резать бумагу, устилая весь пол обрезками, освоила самые обычные.

    ОтветитьУдалить
  2. Умение писать правой рукой - пожалуй,единственное, чему я научилась в средней школе. Удобный навык. Устала одна рука - перекладывай ручку в другую и пиши дальше. А всякими специальными приспособлениями для левшей я не пользуюсь, и компьютерная мышка у меня обычная, нужно только на кнопки жать в зеркальном отражении. Это не трудно, мой мозг быстро приспособился.

    ОтветитьУдалить
  3. Екатерина Богданович14 августа 2015 г., 0:02

    Поздравляю с днем левши!

    ОтветитьУдалить
  4. И я переученная левша))) Осталось только то, что тереть на терке удобней и левой и правой, а мяч подавать исключительно левой))

    ОтветитьУдалить
  5. У меня есть единственное действие, которое мне удобнее делать правой рукой, хотя здесь меня никто как раз не переучивал. Когда готовлю, нож держу в правой. Человеческий мозг - это большая загадка.

    ОтветитьУдалить
  6. Ира, а методика и план - это школа?
    Я до сих пор не знаю - двурукость или переученная левша. В детском саду я сначала поднимала правую руку, чтобы определить, какой рукой есть надо. По тестам - я все-таки левша.

    ОтветитьУдалить
  7. Света, и школа, и вообще. Это ведь только так говорят - ищите нестандартные решения, ломайте стереотипы. А на самом деле жизнь идёт по установленным правилам (иногда весьма абсурдным). И нарушение этих правил очень и очень не приветствуется.

    ОтветитьУдалить