Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 6 февраля 2018 г.

Открытая задача

    - Задачи бывают закрытые, - объяснил мне Игорян. - Такие, у которых может быть только один правильный ответ на вопрос. А ещё бывают открытые - когда правильных ответов несколько. Нужно только сконцентрировать мозг, чтобы их найти.
   Я не очень вникаю в школьные подготовительные занятия: что-то обводят, что-то раскрашивают, что-то ищут лишнее, или отличия - вот и хорошо. Главное, нет прописей и домашних заданий, и памяток, сколько слов в минуту нужно обязательно читать к началу сентября.
   Но иногда Игорян сам хвастается своими тетрадями. И там, оказывается, столько открытых задач! А я как раз очень давно не концентрировала свой мозг.
   Правильный ответ №1: мама не знает, что такое грибовница. Я правда не знаю, хоть сама в детстве отлично собирала грибы, и словарный запас у меня совсем не скудный. У нас так не говорят: грибовница.
 - Я думаю, что это корзина! - сказала моя дочь уверенным тоном отличницы. В свои начальные школьные годы она успешно прошла полный курс "Окружающего мира". Уже тогда он считался самым невнятным, лишённым логики и внутренней структуры предметом; а сколько с тех пор лет прошло! У меня-то было "Природоведение": понаблюдайте, когда птицы улетают на юг? когда земля освобождается от снежного покрова? Закрытые задачи не могли не повлиять на концентрацию моего мозга.
 - А я думаю, что это суп! - сказала я. И безотказный словарь Даля подтвердил: да, это грибная похлёбка. А ещё это водяное растение, кувшинчик, кубышка; а ещё это мастерица собирать грибы.
   Над правильным ответом №2 нужно было хорошенько подумать, ведь сказано: "Какой из этих грибов..." Значит, нужно выбрать только один гриб, мысленно взвесить, какой из них менее ядовитый, каким грибовницу не очень заметно испортишь - поганкой или мухомором? А потом твёрдо дать правильный ответ №3: хорошая мама не будет выбирать между поганкой и мухомором, она откажется от грибовницы и сварит борщ. Но самым правильным будет правильный ответ №4: авторы рабочей тетради небрежно, нечётко сформулировали задание, авось и так сойдёт. Я захотела посмотреть в выходных данных сведения об их учёных степенях и званиях, но не нашла даже имён и фамилий.
   Имя художника тоже нигде не упоминалось. А жаль. Я бы спросила у него, что это там за дерево, крайнее справа, в теме "Деревья"?
   Дуб узнать легко, он толстый; ёлка колючая; у берёзы горизонтальные чёрточки на стволе. А рядом с берёзой? Дерево вообще - со стволом, ветками и листьями? Собирательный образ, так сказать.
   Канадский клён у нас не растёт, но я видела его. Я видела его близко, как свои пять пальцев, и знаю точно, что листья канадского клёна крепятся к веткам, а не лежат поверх кроны небрежно и художественно. А сосна у нас растёт, и она не такая, она как минимум хвойная.
   В теме "Ягоды" хотела бы я посмотреть на дошкольника, который разгадает правую нижнюю фантазию художника.
   Колючки на стволе подсказывают шёпотом: шиповник, шиповник... А разум не согласен: у шиповника ведь листья совсем другие, и плод его называется не ягода, а многоорешек.
   Нет, тема "Ягоды" - совсем не конёк неизвестного художника. Что это такое он изобразил слева от предполагаемого шиповника? Бруснику, клюкву, чернику? А над шиповником что такое висит? Условная смородина? А где же у неё листья? Художник не знал, что у смородины тоже бывают листья? Или просто не успел их нарисовать, торопился сдать работу, чтобы учебное пособие вышло в срок и дети сумели как следует, в полном объёме познакомиться с окружающим миром?
   А самым открытым было задание на последней странице.
   Мальчик с палкой хочет собаку бить или дрессировать? И если дрессировать, насколько это правильно? Может быть, собака хочет остаться не дрессированной? Имеет право. А человеку без образования никак нельзя. В наше время без него никуда, без образования-то...

4 комментария:

  1. А вот такую задачу, Ирина, я нашла в учебнике своего сына: " У Маши было 5 рублей. Она потратила 3 монеты. Сколько монет осталось у Маши?". Образование- это сила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, что хоть не пять золотых закапывать на Поле Чудес заставили авторы учебника. Солью посыпать, водой поливать и говорить "Крекс-фекс-пекс". Я сначала прочитала так: "У Маши было 5 рублей. Она потратила три монеты. Сколько монет осталось у Миши?" И даже не удивилась.

      Удалить
  2. Ну, да, судя по виду мальчика, он вполне может у кролика сено и забирать.
    А, например, Джерри Даррелл, скорее всего, не раскрасил бы только мальчика с рогаткой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Девочка тоже может с лёгкой улыбкой тянуть к себе блюдце с молоком, игнорируя сопротивление кошачьей лапы. А Даррелл, я думаю, пролистав этот учебник, написал бы новую прекрасную книгу по мотивам "Окружающего мира" для дошкольников!

      Удалить