Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 1 мая 2017 г.

Одет с палочки

Молодая поросль
   Подруга моей дочери учится в 8 классе и время от времени делится новейшими историями подрастающего человечества - самыми трагичными и самыми комичными страницами.
   Однажды была олимпиада по русскому языку "Русский медвежонок". Участвовать могут все желающие, нужно только заплатить необходимую сумму, не то 50, не то 60 рублей.
   В мои школьные годы было не так. Во-первых, без суммы, а во-вторых, учителя сами выбирали кандидатов из числа наиболее успевающих по предмету учеников, чтобы способные дети могли потренироваться на заданиях нестандартных или повышенной сложности; чтобы они имели возможность развиваться за рамками школьной программы. То есть витающий в облаках гуманитарий никак не мог оказаться на олимпиаде по физике или математике. Сам бы не пошёл, чтобы не позориться.
   А теперь каждый желающий может попробовать свои силы в любой науке. Пробуют активно, потому что участие в олимпиаде даёт право не посещать в этот день другие уроки. И вообще, отрицательный результат - это тоже результат.
   Вот сели заполнять тест под названием "Олимпиада по русскому языку" для 6-7 классов. Вопрос: о человеке, одетом во всё новое и нарядное, говорят, что он одет:
А. с палочки;
Б. с иголочки;
В. с верёвочки...
   Мальчик-участник олимпиады, пришедший вместо уроков попробовать свои силы в родном языке, обвёл кружочком букву А - с палочки. Сам того не ведая, юный олимпиец изобрёл термин-характеристику.
   А вот другой вопрос из того же теста.
Маленький Петя удивился, когда увидел коробку для шляпы на иллюстрации к стихотворению С. Я. Маршака «Багаж»:
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Какое из этих слов здесь означает «коробка для шляпы»?
А. диван;
Б. чемодан;
В. картина;
Г. корзина;
Д. картонка.
   Отличная возможность для наиболее способных учеников 13-14 лет отроду потренировать свою сообразительность.
    В повести Эдуарда Успенского и Инны Агрон «Бизнес крокодила Гены» упоминаются аплодисменты, переходящие в авиацию. А как надо говорить правильно?
А. именно так, как в повести;
Б. аплодисменты, переходящие в новацию;
В. аплодисменты, переходящие в овацию;
Г. аплодисменты, переходящие в анимацию;
Д. аплодисменты, переходящие в агитацию.
   В другой раз заполняли на уроке тест по музыке. Да, именно так. Тест по музыке. Наверное, кто-то одетый с палочки его придумал, упаковав шляпу в диван под бурные аплодисменты, переходящие в анимацию.
   Внимание, вопрос для 8 класса. Симфония №7 Дмитрия Шостаковича называется:
А. Ленинградская;
Б. Новгородская;
В. Ещё какой-то "географический" вариант, неважно.
   Одна девочка подумала и решила: пусть будет Новгородская. А что? Вроде звучит нормально: Новгородская симфония Шостаковича. Вторая девочка спросила у третьей: "А кто такой Шостакович?"
   Почему-то всё хорошее восстаёт во мне против тестовых мастеров, сочиняющих подобные А, Б и В.
   Я читаю сейчас книгу воспоминаний художника Анатолия Елисеева "Зарницы памяти". Одна из картинок военной поры: юный автор, балуясь, бросил маленький кусочек бублика в незнакомого мальчишку. А тот вдруг зарыдал. Что такое? Ведь это не больно. Мальчик ответил сквозь слёзы:
 - Я ленинградец, блокадник...
   Спустя много десятилетий тот бросатель бубликов, очень пожилой, мудрый человек напишет:
"Наконец, повернул ко мне глаза, полные такой взрослой печали, что во мне, в каких-то неведомых мне глубинах с мучительной болью вцепилась в душу вина - не просто дурной поступок, а что-то большее - нельзя извиниться и забыть, это навсегда, это - грех.
Глаза его были необыкновенны, потому что он видел бездну, он стоял на краю, на грани. Эти кусочки, крохи держали его. Я по детской глупости, по непростительному незнанию оскорбил святой источник жизни.
Господи, прости и помилуй! До сих пор не проходит до конца не осознанная, мучительная боль."
Можно ли объяснить всё это одетым с палочки тестопроизводителям? Как объяснить? Надо подумать...
   А дети тем временем обведут кружки и перейдут в девятый класс, потом дальше - в десятый, в колледж, в вуз. Пробовать свои силы в жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий