Однажды мы с моей лучшей подругой Олей затеяли у неё дома игру в школу. Выгребли из ящика с макулатурой все старые, подписанные по разным поводам, открытки и с величайшим наслаждением принялись ставить оценки под незамысловатыми текстами.
Красной, естественно, ручкой. А чувствовали мы себя при этом великими и могучими. Решали: казнить или миловать.
Одна из открыток называлась "Зелёные листья", так было написано на обороте. Странное движение авторской мысли. Мне всегда казалось, что главная здесь как раз божья коровка. Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю. Красная божья коровка. По-моему, так.
Год издания открытки был 1964, тираж 11,5 млн экземпляров, цена 2 копейки. А текст был предназначен для Олиной бабушки - заведующей детским садом №22.
"От всей души поздравляем женский коллектив дет. сада. Желаем счастья, радости, здоровья, успехов во всём, исполнения всех желаний."
И две оценки внизу: 4 и 3. А в скобках ещё и уничижительное "грязно!"(чернила местами расплылись от старости). Чтобы уже совсем как будто учительницы.
Кто из нас был более добрым и щедрым, я уже не помню. Но сейчас я бы ещё подчеркнула слово "женский". Оно здесь совершенно лишнее. Где, ну где видели вы какой-то другой коллектив в детском саду, кроме женского? В фильме "Усатый нянь" или "Джентльмены удачи?"
Это было время моего страстного увлечения биологией. Поэтому я попросила экземпляр "Зелёные листья" (из-за божьей коровки, конечно) в свою коллекцию открыток. Если можно.
Моя чуткая подруга охотно отдала мне божью коровку. Да ещё прибавила от себя "Рыжую лисицу" (1969 год).
А также "Забайкалье. Колонок" (1970).
И ещё вот такую, с напечатанным на обороте стихотворением:
Как в снегах он очутился?
Как попал сюда, в тайгу?
Может, он с дороги сбился
И случайно заблудился -
Замерзает на снегу?..
Нет.
В Приморье, как ни странно,
Тигр "прописан постоянно".
Мне только непонятно, почему "как ни странно". Ну живёт тигр в Приморье. Что здесь такого?
А потом ещё на день рождения был душевно подписанный на обороте цветок.
Моя коллекция открыток с животными началась, когда мне было 6 лет. Вот с этого зайчонка.
В тот день я по обыкновению пришла в гости к своей закадычной подруге Инке Павлюк. И увидела у неё небесной красоты открытку: три нарисованных зайца весело и непринуждённо несли куда-то огромных размеров морковку.
Это был культурный шок. Тоже надо. Я с рыданием упала в ноги к брату-второкласснику: пойдём да пойдём в книжный магазин за тремя зайцами. Прямо сегодня, сейчас.
Брат смилостивился, взял в одну руку 2 копейки, в другую меня. И охота на зайцев началась.
Трио с морковкой мы не нашли, зато обнаружили другого - задумчивого, с греческим профилем. И был он гораздо лучше нарисованных Инкиных. До сих пор храню трепетно.
Вот ещё одна из самых любимых. Подарок немецкой девочки Катрин Кауфман, с которой мы переписывались в 5 и 6 классе.
Только сейчас обратила внимание. Почему-то все звери, сфотографированные и нарисованные, включая божью коровку, смотрят в одну сторону - вправо? Совпадение или так надо?
В моей коллекции были и другие открытки. Вот ещё один старый экземпляр (1968). "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Кусочек пушкинского текста на обороте:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Весь набор, к сожалению, не сохранился. Очень жаль. А идея просто отличная.
Стереооткрытка по мотивам мультфильма "Маленький Мук" стоила целое состояние - 60 копеек. Очень ценилась из-за красочности и объёмного изображения.
Но сказки Гауфа я никогда не любила. "Маленький Мук" вызывал чувство тёмное и тягостное. А после "Карлика Носа" я несколько дней боялась смотреться в зеркало - вдруг уже превращение произошло? И как тогда жить дальше? Ужас.
Вот ещё яркий образчик того времени: Ленин и дети.
Любой из моих ровесников без труда вспомнит и назовёт несколько сюжетов той невероятной мифологии: на ёлке в школе; общество чистых тарелок; Ленин дрессирует чёрного кота, заставляя его прыгать через руки, подталкивает легонько сзади, и кот прыгает; Ленин жалеет лису на охоте...
Всё пройдёт, всё порастёт быльём. Люди забудут, вещи напомнят.
Вот так я перебираю старые открытки с тёплым чувством. И в батареях вдруг зашумело, зажурчало. И в комнате тоже стало тепло.
Красной, естественно, ручкой. А чувствовали мы себя при этом великими и могучими. Решали: казнить или миловать.
Одна из открыток называлась "Зелёные листья", так было написано на обороте. Странное движение авторской мысли. Мне всегда казалось, что главная здесь как раз божья коровка. Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю. Красная божья коровка. По-моему, так.
Год издания открытки был 1964, тираж 11,5 млн экземпляров, цена 2 копейки. А текст был предназначен для Олиной бабушки - заведующей детским садом №22.
"От всей души поздравляем женский коллектив дет. сада. Желаем счастья, радости, здоровья, успехов во всём, исполнения всех желаний."
И две оценки внизу: 4 и 3. А в скобках ещё и уничижительное "грязно!"(чернила местами расплылись от старости). Чтобы уже совсем как будто учительницы.
Кто из нас был более добрым и щедрым, я уже не помню. Но сейчас я бы ещё подчеркнула слово "женский". Оно здесь совершенно лишнее. Где, ну где видели вы какой-то другой коллектив в детском саду, кроме женского? В фильме "Усатый нянь" или "Джентльмены удачи?"
Это было время моего страстного увлечения биологией. Поэтому я попросила экземпляр "Зелёные листья" (из-за божьей коровки, конечно) в свою коллекцию открыток. Если можно.
Моя чуткая подруга охотно отдала мне божью коровку. Да ещё прибавила от себя "Рыжую лисицу" (1969 год).
А также "Забайкалье. Колонок" (1970).
И ещё вот такую, с напечатанным на обороте стихотворением:
Как в снегах он очутился?
Как попал сюда, в тайгу?
Может, он с дороги сбился
И случайно заблудился -
Замерзает на снегу?..
Нет.
В Приморье, как ни странно,
Тигр "прописан постоянно".
Мне только непонятно, почему "как ни странно". Ну живёт тигр в Приморье. Что здесь такого?
А потом ещё на день рождения был душевно подписанный на обороте цветок.
Моя коллекция открыток с животными началась, когда мне было 6 лет. Вот с этого зайчонка.
В тот день я по обыкновению пришла в гости к своей закадычной подруге Инке Павлюк. И увидела у неё небесной красоты открытку: три нарисованных зайца весело и непринуждённо несли куда-то огромных размеров морковку.
Это был культурный шок. Тоже надо. Я с рыданием упала в ноги к брату-второкласснику: пойдём да пойдём в книжный магазин за тремя зайцами. Прямо сегодня, сейчас.
Брат смилостивился, взял в одну руку 2 копейки, в другую меня. И охота на зайцев началась.
Трио с морковкой мы не нашли, зато обнаружили другого - задумчивого, с греческим профилем. И был он гораздо лучше нарисованных Инкиных. До сих пор храню трепетно.
Вот ещё одна из самых любимых. Подарок немецкой девочки Катрин Кауфман, с которой мы переписывались в 5 и 6 классе.
Только сейчас обратила внимание. Почему-то все звери, сфотографированные и нарисованные, включая божью коровку, смотрят в одну сторону - вправо? Совпадение или так надо?
В моей коллекции были и другие открытки. Вот ещё один старый экземпляр (1968). "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Кусочек пушкинского текста на обороте:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Весь набор, к сожалению, не сохранился. Очень жаль. А идея просто отличная.
Стереооткрытка по мотивам мультфильма "Маленький Мук" стоила целое состояние - 60 копеек. Очень ценилась из-за красочности и объёмного изображения.
Но сказки Гауфа я никогда не любила. "Маленький Мук" вызывал чувство тёмное и тягостное. А после "Карлика Носа" я несколько дней боялась смотреться в зеркало - вдруг уже превращение произошло? И как тогда жить дальше? Ужас.
Вот ещё яркий образчик того времени: Ленин и дети.
Любой из моих ровесников без труда вспомнит и назовёт несколько сюжетов той невероятной мифологии: на ёлке в школе; общество чистых тарелок; Ленин дрессирует чёрного кота, заставляя его прыгать через руки, подталкивает легонько сзади, и кот прыгает; Ленин жалеет лису на охоте...
Всё пройдёт, всё порастёт быльём. Люди забудут, вещи напомнят.
Вот так я перебираю старые открытки с тёплым чувством. И в батареях вдруг зашумело, зажурчало. И в комнате тоже стало тепло.
Спасибо, Ирина! У меня были коллекции одиночных открыток с животными, частично что-то сохранилось. Правда, открыток 1964 года у меня не было))) Но зато еще есть наборы открыток о живой природе, почти не растраченные временем.
ОтветитьУдалитьОльга, у меня до сих пор полная коробка зверей и птиц лежит в шкафу. Мы с ними играли постоянно, поэтому вид у них довольно потрёпанный. А вот наборы почему-то не так привлекали, поэтому да, как новенькие до сих пор.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина! У меня есть предположение, что звери смотрят вправо в самом деле потому, что так надо по замыслу художника. Принято считать, что взгляд зрителя движется слева направо. Когда при этом движении зритель встречает животное, глядящее в ту же сторону, куда ещё не переместился взгляд, возникает ощущение единения. И зверёныш на снимке, и зритель будто вместе смотрят в будущее, в одну сторону.
ОтветитьУдалитьА вот если зверь будет смотреть справа налево (особенно анфас или с поворотом в две трети), будет ощущение противодействия зрителю. Взгляд зрителя неожиданно натыкается на чужой взгляд. Я бы тигра так фотографировал, в пол оборота, справа налево, чтоб в нём чувствовалось больше угрозы. А, например, для открытки "Охраняйте тигров Приморья" снял бы его в профиль, глядящим вправо.
Попробуйте проделать эксперимент: зеркально отразите ту же картинку с зайчиком. Можно заметить, что при всей одинаковости они всё-же воспринимаются по-разному!
Кстати, три последних открытки - иллюстрации того же принципа. Маленький Мук идёт направо, приключение у него впереди. Если бы он шёл справа налево - зрителю бы казалось, что он возвращается! (Буратино с золотым ключиком лучше рисовать идущим справа налево, а без ключика - слева направо).
ОтветитьУдалитьКоролевич Елисей первым обращается к ветру (повёрнут лицом вправо), ответ ещё не прозвучал. Если зеркально отразить картинку, будет впечатление, что ветер уже даёт ответ на заданный прежде вопрос.
И с Лениным та же история, но там, конечно, композиция гораздо сложнее.
Здравствуйте, Анатолий! Про правое и левое - интересное наблюдение. Действительно, если герой идёт справа налево, возникает ощущение, что он возвращается. А зверь, который смотрит вправо, кажется добрей.
ОтветитьУдалитьЯ сразу про советский плакат подумала. Там ведь тоже работал принцип левого и правого: верхний правый угол считался хорошим - оттуда грозят пролетарские штыки, красные кулаки, там летают дирижабли, колосится целина, туда бегут спортсмены и смотрят ударники труда. А левый нижний, наоборот, тёмен и враждебен - оттуда пугают атомной бомбой, именно там притаился буржуин с зажатым в скрюченных пальцах денежным мешком. Скорее всего, так бессознательно выходило у художников. Но что-то в этом есть.