Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 29 апреля 2015 г.

Творчество и независимое мышление

Найдите главное отличие
   Мой муж до сих пор помнит этот случай из своей детсадовской жизни.
Делали всей группой аппликацию. Тема  - "Цыплёнок". Ход работы: вырезать из жёлтой бумаги большой круг, затем круг малый. Приклеить под определённым углом, оставив снизу место для ног.
   Воспитательница всё популярно объяснила. Ходит от стола к столу, проверяет, как дети справляются. И вдруг обнаруживает, что мальчик Алёша решил задачу по-своему.
Вместо двух кругов он взял да и вырезал из жёлтой бумаги цельного цыплёнка. Один из всей группы догадался.
   Вот тут бы воспитательнице сказать и показать: "Смотрите, дети, а ещё можно сделать вот так. Чем этот цыплёнок отличается от других? А может быть, кто-то придумает ещё один вариант, свой собственный?"
   Но воспитательница сказала иначе: "Ты не слышал, что я говорила? Неправильно. Возьми и переделай."
   Вечером родители любовались на 25 одинаковых, совершенно правильных цыплят.
Так в течение одного короткого детсадовского занятия дважды подтвердился закон, что независимое, нестандартное мышление - это большая редкость.
   К счастью, несмотря на все усилия детского сада, а потом и средней школы, мой супруг сохранил способность мыслить нестандартно. И я всякий раз думаю: ведь это элементарно, проще некуда, нужно всего лишь выйти за рамки.
Однако попробуй выйди...
   Мы очень часто покупаем к чаю "Венский" пирог с вкусной начинкой из варёной сгущёнки. По форме он похож на рулет - продолговатый. Я всегда резала его бессознательно и стандартно - как хлеб, как батон колбасы, то есть поперёк. При этом первый и последний кусок всегда съедались в последнюю очередь, потому что в них очень мало начинки и толстая боковая корочка. Все предпочитали мягкую середину.
   Так продолжалось до тех пор, пока пирог не попал в руки моего мужа. Он сделал по-своему: отрезал толстый кусок поперёк, а потом разрезал его вдоль пополам. Вот вам и много начинки, и боковая корочка меньше в два раза.
Я бы ни за что не догадалась.
Вокруг столько рамок, что мы считаем их чем-то данным - раз и навсегда.
   Вот мой сын Игорян взял два разновеликих мяча, красный и зелёный. Поставил их друг на друга: "Светофор!" "А жёлтый где?"
   Не задумываясь ни на секунду, Игорян берёт жёлтую доску для лепки и вставляет её между мячами. Далее следует гордость: я вещь сотворил!
   Мой взрослый умишко озадачен: не круглое ведь, и плоское вдобавок.
А ребёнок просто выделил один признак, с его точки зрения, главный: цвет. Ну нет у него жёлтого мяча! И что теперь, от изобретения отказываться, что ли? Да никогда в жизни!
   Посмотрев вторую часть про бременских музыкантов, мой сын тут же пристраивает на своей голове одноразовую пластиковую тарелку: "Я гениальный сыщик! Мне помощь не нужна! О, йес!"
Как же не хочется, чтобы всё это сгинуло однажды!
   Я думаю, что любое творчество, любой нестандарт - это таинство. Нам не дано постичь, почему один различает музыкальные нюансы, другой понимает цвета, третий видит за цифрами и формулами единственно правильный ответ.
   Всё начинается в тот момент, когда ребёнок берёт две простые вещи и делает из них третью, новую, каких ещё не было в природе.
Когда ребёнок берёт две простые вещи сам. Он действительно гениальный сыщик. И ему далеко не всегда нужна помощь.
   Сейчас, при наличии времени и желания, заниматься развитием ребёнка очень легко. В интернете полно идей, в магазинах полно пособий и игрушек. Вот только когда я вижу надпись на упаковке "Набор для детского творчества", а внутри - пошаговая инструкция, всё во мне протестует. Это набор для приятного и полезного времяпрепровождения, для развития мелкой моторики, для подготовки руки в письму или что-то ещё.
   Но творчество не бывает по схеме. Творчество - это сам додумался, первый. Творчество - это потрясающее волшебство.
   Тут мне вспоминается история про шестилетнюю девочку, которую папа привёл на занятия в художественную школу. Принёс несколько работ: "Вот, посмотрите. Может быть, сгодится на что-нибудь."
   Девочка сидела дома с больной бабушкой и в основном занимала и развлекала себя сама (гулять они не ходили). Из бумаги, из газет - что под руку подвернётся - она творила невиданных зверей и невероятные вещи. Раскрашивала карандашами.
   Когда руководительница увидела гору-слона с карманами, в которых прятались дома, цветы, деревья и прочее, она чуть не упала в обморок от восторга: "Вы понимаете, что это готовая идея для мультфильма?!" "У нас дома ещё два мешка такого добра", - сказал озадаченный папа.
   А вот когда моя маленькая дочка принесла в развивающий центр свою любимую игрушку - терьера по имени Собакина, преподавательница сказала, что не бывает у игрушек таких имён.
"Почему тогда Матроскин бывает, а Собакина нет?"
   Потому что рамки, дитя моё. Потому что нестандартное мышление - это всё-таки редкость.
Ведь ещё и смелость нужна, чтобы на фоне 24 одинаковых цыплят вырезать своего собственного, другого.
   В 1971 году был проведён один интересный эксперимент. Воспитанников детского сада по очереди кормили кашей и просили сказать, какая она на вкус. Всем дали сладкую кашу, а последнему - солёную (с того же блюда, но с другой стороны).    Ребёнок в недоумении: ведь говорят, что сладкая, а на самом деле дали какую-то гадость. Кривится, глотает кое-как, но: "Сладкая каша." "Ещё хочешь?" Кивает, открывает рот. Опять кривится, давится: "Сладкая каша, сладкая!"
В чём дело? Ведь другие сказали! Они ели из той же тарелки!
   Ну, ладно, это дети. У них, говорят, стадное чувство.
А мы-то взрослые люди, самостоятельные. Мы - совсем другое дело. Всякую дрянь глотать не будем. И мнение формируем только на основе своего опыта, своих ощущений.
Нам ничего нельзя внушить, и запрограммировать нас нельзя!
Не так ли?

8 комментариев:

  1. до сих пор за цыплёнка обидно...

    ОтветитьУдалить
  2. Ничего, он в памяти жил, жив и будет жить!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный7 мая 2015 г., 14:04

    Стремление к однотипности работ в детсаду всегда удивляло. А когда ты сделаешь иначе, то это расценивается как выпендреж, саботаж и игнор программы. И это до сих пор существует. Я с детьми делала зимние пейзажи, мне нравилось учить их смешивать краски, определять линию горизонту на бумаге и т.д. Все работы получились интересными, даже у девочки с ДЦП. Пришла напарница и отругала. По программе мы должны были рисовать зимнее дерево. И неважно, что три дня назад она сама с ними дерево рисовала. Неважно, что вся группа уже давно умеет рисовать деревья. Или это зависть была? Кто-то взял и сделал лучше.
    В моем детстве вместо цыпленка был цветок. Черный с роскошными зелеными листьями. Мне не досталось цветных карандашей. Меня, конечно, ругали. Я в школе вспомнила этот эпизод, когда читали рассказ В. Осеевой "Синие листья".
    Зарянка.

    ОтветитьУдалить
  4. Света, я думаю, что главная цель разработанных программ - сформировать и отработать некие умения и навыки, а не развить творческую личность. С этими творческими одна головная боль.
    А ещё очень угнетает вот это: отругать ребёнка за то, что сделал по-своему - святое дело. Спросить, поинтересоваться, проверить,всем ли хватило карандашей (не все дети могут об этом громко и обиженно крикнуть на всю комнату) - это уже сложнее, лишние телодвижения. А порадоваться необычному взгляду другого человека на мир - трудно вдвойне. Это же самому творческим нужно быть.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный7 мая 2015 г., 18:04

    Если воспитатель сам не любит рисовать, то ему сложно научить этому детей. Мне так кажется. Сейчас начинают экономить на преподавателях ИЗО, музыки, хореографии в детсадах. Знакомая работала в частном саду, где сократили "музыкантшу". Начальство сказало так: "А зачем нам платить зарплату ежемесячно человеку, когда можно просто на утренники пригласить аниматоров. Это дешевле". Сокращают и в муниципальных тех педагогов, что вели подготовку к школе либо вводят дополнительную оплату. Не везде, к счастью, но такое уже практикуют.
    Я помню педагога, которая порвала детскую аппликацию за неаккуратность (с ее точки зрения). Ребенок плакал, он делал, делал открытку, а ее - в мусорное ведро.
    Ирин, а как сложилась судьба той девочки, которая умела мастерить слона-гору с кармашками?

    ОтветитьУдалить
  6. Историю про девочку я читала давно в каком- то журнале (никак не могу вспомнить, в каком именно, и не помню имя девочки). Про дальнейшую судьбу там ничего не было сказано, но уже само по себе огромная удача и редкий случай, когда талантливый ребёнок попадает в руки талантливого наставника, который не подминает под себя и не утверждается за счёт, а развивает дар.
    С преподавателями предметов, которые развивают душу и художественный вкус, всегда была проблема, а теперь - особенно. Почему-то на них всегда пытаются экономить. И если педагоги в детском саду не видят разницы между аниматорами и музыкальным работником, значит, настают последние времена.
    Помнится, когда мы выбирали фортепиано для дочки, продавцы музыкальных магазинов всячески убеждали купить электронный инструмент: удобно, и настраивать не надо. Но я всё-таки решила посоветоваться с настройщиком, реставратором, пианистом Максимом Прокопьевичем. Он сказал: "Никогда не покупайте суррогат ребёнку, который учится. Музыкальный инструмент - это не деревяшка, а тело, которое всё чувствует". И лично помог нам выбрать. Мы купили чешское подержанное фортепиано 1975 года рождения. Великолепное и живое.
    Словосочетание "подготовка к школе" почему-то кажется мне стоящим в одном ряду с порванной детской аппликацией.

    ОтветитьУдалить