Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 11 ноября 2014 г.

Е-2 Е-4



  Люди говорят, что в давние времена жил да был один восточный владыка. И очень он любил воевать. Постоянно дома отсутствовал. То на один народ пойдёт, то на другой. Не то чтобы этот владыка был деспот или мясник. Он всё время думал: а как бы похитрее, побыстрее, да с меньшими бы потерями. Да как бы огорошить главного по соседней стране, чтобы пришёл он в полное и окончательное замешательство.
   Ещё поговаривают, будто бы жена этого любителя повоевать была очень недовольна. Немудрено: мужа никогда дома нет, дети без отца растут. Я думаю, что так же недовольна была и вторая жена, и семнадцатая, и шестьдесят восьмая. Просто люди придумали собирательный образ Женского Недовольства - для краткости. А может, гарем назначил старшую жену выразительницей общего настроения.
   И вот пошла эта несчастная женщина к мудрецу. "О мудрец! - сказала она. - Сделай как-нибудь так, чтобы мой уважаемый супруг продолжал всё время воевать, как ему нравится, но при этом сделай как-нибудь так, чтобы он всё время сидел дома."
   Мудрец заглянул в старинные книги, бросил кости, посоветовался со звёздами на всякий случай. И в конце-концов придумал шахматы.
   Владыка пришёл в восторг! Здесь тебе и игра, и творчество, и адреналин. Всё, как он любит. Жена, правда, опять осталась недовольна, потому что теперь супруг хоть и сидел всё время дома, но совсем не так, как ей, жене, хотелось.
   Впрочем, может быть, жена сама научилась играть, и они стали сидеть дома вместе. Об этом люди уже ничего не говорят. Но то, что шахматы постепенно распространились по всему миру - известный факт.
   Для меня этот факт не подлежал сомнению. В нашем доме в шахматы играли, значит, и на всей земле должно быть так.
   Вечером папа возвращался с работы, мы ужинали, а потом они с братом заводили свою "партейку". Передвигали там что-то, говорили: "Сейчас съем твоего коня". А то ещё говорили торжественно: "Шах!" или непонятный какой-то "Пат".
   У нас ещё были шашки, конечно. Но это не то, понимаете! Шашки навсегда скомпрометировали себя в моих глазах тем, что позволяли играть собой в "чапаева". Это когда с помощью щелбана обыкновенного посылаешь свою шашку в стан противника, чтобы она там хаотично и безумно причинила максимальный вред.
   А попробуйте дать щелбана чёрной королеве. Или белому королю. Нет, в шахматах не получалось наскоком, со всей дури - кто сильнее, тот и прав. Шахматы учили по-другому: а ты попробуй проникнуть в черепную коробку сидящего напротив, стань им, пойми, чего он хочет. В случае глупой ошибки великодушно верни ход назад. Но если тронул - ходи. А перед тем как тронуть - думай!
   У нас были роскошные шахматы. Белые - монголы в островерхих шапочках. Чёрные - татары в шапочках гладких зелёных. А может, наоборот, белые - татары, чёрные - монголы. Одним словом, монголо-татары времён Золотой Орды. Лица у них были усатые, скуластые, непростые. У пешек, слонов и короля были деревянные разрисованные щиты, у которых постоянно обламывались края, а мы всё время пытались приклеить обломки на место. Вид у войска был очень бравый, закалённый в боях.
   Деревянные фигурки уверенно скользили по бело-коричневой доске на своих суконных подкладках. А после всех боёв ложились в коробку вперемешку. Их закрывали золочёными замочками. Всё. Мир. Следующая "партейка" завтра.
   У моего брата были фотографии шахматных чемпионов. Я знала всех: и Таля, и Алёхина, и Смыслова, и Фишера, и даже Макса Эйве. Не говоря уже о последнем, действующем Гарри Каспарове и предпоследнем Анатолии Карпове.
   Но сама играть так и не научилась. Я была вечная жертва "детского мата". Не могла понять, что же такое задумал король противоположного цвета? И сейчас не могу.
   Я с подругами играла по-своему, и шахматы не возражали. Чёрная королева была ну просто вылитая Василиса Микулишна из мультфильма. Там она косы обрезала, переоделась в татарское платье, князя вокруг пальца обвела и мужа Ставра Годиновича из тюрьмы вызволила.
"Подавай мне дань за 12 лет! Да отдай в жёны Забаву Путятишну. У меня 99 жён, одной для ровного счёта не хватает."
   И в борьбе Василиса Микулишна сильна, и в скачках, и в шахматах, между прочим. Обыграла князя в два счёта, а потом: "Ну, здравствуй, Ставр Годинович! Али не признал меня?"
   Деревянные щиты ломались, мы приклеивали обломки клеем "Момент". А назавтра затевали игру в Шамаханскую царицу. А если вдруг забывали что-то, сказки Пушкина всегда были под рукой...
   Сейчас у меня нет уверенности, что весь мир играет в шахматы. Я не помню, когда в последний раз видела живых белых и чёрных. В лучшем случае передвигают по экрану компьютера ни в чём не повинные фигурки. Е-2 Е-4. Белые начинают.
И даже щелбаны разучились ставить по-настоящему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий