Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 17 октября 2018 г.

Первый мамонт

   Купили Игоряну абонемент у художественный музей "По следам древних мастеров", начало от девяти лет. Третий класс, а Игорян в первом.
   Вообще-то я горячо разделяю и поддерживаю мысль, что общественные мероприятия для детей должны проводиться в рамках рекомендованного возраста. Дома - другое дело, дома пусть кто во что горазд: пусть читают индивидуально трёхлетке "Войну и мир", показывают годовалому карточки с английскими словами, надевают на беременный живот наушники, из которых льётся в ещё не рождённые уши то Бах, то Моцарт. Но, пожалуйста, не приводите трёхлетку на спектакль, предназначенный для младших школьников. Ничего трёхлетка в нём не поймёт, не оценит, не запомнит; ничто прекрасное у него нигде не отложится. Всю дорогу он будет томиться, крутиться, лезть под кресло (своё и соседнее), изводить свою маму вопросом, когда же, наконец, покажут Лысое Чудовище. Ведь если в начале пьесы упомянули Лысое Чудовище, значит, оно обязательно должно выстрелить. А выстрелит оно, как водится, в самом конце, когда осознанная и ответственная мама будет уже полностью без сил.
   Хорошо, что Лысое Чудовище оказалось довольно милым и симпатичным. Но я никогда не забуду, как в сказке про Финиста-ясного сокола в полной темноте эффектно появилось из-за кулисы мохнатое чудище лесное с глазами-электрическими фонариками. Что тут началось... Из первого ряда, откуда особенно хорошо видно, и в левую дверь, и в правую, поспешили ответственные мамы, уносящие в охапках кричащих на разные лады наших самых юных зрителей.
Я, между прочим, когда меня в детстве собака напугала, два дня заикалась. Хорошо, что потом само прошло.
   Я очень понимаю руководителей детских студий и кружков, а также музейных экскурсоводов, которые не в восторге от младших братьев и сестёр за компанию. И всё-таки мы купили абонемент с девяти лет. Когда прочитали программу: "У первобытного костра", "К подножию пирамид", "В гости к Одиссею", Игорян горячо сказал, что ему хочется, прямо очень-очень хочется. А куда сейчас деваться ребёнку, увлечённому древней историей, когда все исторические кружки уничтожены как класс ввиду своей полной неперспективности и невостребованности? За что ему зацепиться и на что опереться? Только на абонемент - тот единственный интересный, который великоват.

   К счастью, у Игоряна есть несколько мощных аргументов в пользу абонемента на вырост. Во-первых, он действительно интересуется древней историей. Может сидеть и долго слушать хоть про чудеса света, хоть про Троянскую войну. А потому ни в коем случае не полезет под парту во время занятия; в картине мира Игоряна это "не идеально" и противоречит поведению учёного. Наконец, Игорян владеет артефактом, который мистическим образом действует на руководителей всех кружков и студий: он носит очки. В шахматной школе, куда я привела Игоряна для записи в начальный класс, первым делом спросили, есть ли у мальчика разряд. Хорошо ещё что не звание мастера ФИДЕ...
   Поэтому нет ничего удивительного, что руководительница абонементных занятий охотно присоединила Игоряна к группе, состоящей преимущественно из серьёзных девятилетних мальчиков, и со словами "Давайте совершим путешествие в глубокую древность", повела детей куда-то вниз по лестнице, в цокольный этаж. Игорян поспешно ушёл в глубь веков и даже не оглянулся.
   Через полтора часа он гордо вынес в светлый и просторный музейный вестибюль своего первого мамонта, нарисованного углем на крафтовой бумаге, специально смятой так, чтобы было похоже на шероховатый камень первобытной пещеры.
   Рядом с мамонтом белел неясный отпечаток ладони. А это для Игоряна большой прорыв - окунуть ладонь, пусть даже в природную и очень историческую краску, состоящую из мела, воды и мёда. Но чего только не сделаешь ради науки!
 - Всё понятно тебе было? - спросила я на всякий случай.
 - Конечно!  - ответил Игорян. - Ты знаешь, как постепенно зарождалось искусство? Человек увидел на сырой глине отпечатки когтей дикого зверя и подумал: я тоже могу так сделать своими когтями. Это был большой толчок для развития человеческого мозга! У нас тишина была на уроке полная. Полная! Представляешь?
   Конечно. Я же видела тех серьёзных мальчиков. И очень мне жалко, что исторические кружки навсегда исчезли с поверхности нашей земли.

3 комментария:

  1. у меня только один вопрос: кто поставил возрастное ограничение с 9 лет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это большая тайна. Меня больше изумляет верхняя граница - 13 лет. Всё-таки с девятилетними и с тринадцатилетними нужно общаться на разных языках, и вряд ли захотят семиклассники отпечатывать на бумаге свою ладонь. На мой взгляд, оптимальная аудитория этого курса 7-10 лет, но только для заинтересованных детей. Если приведут семилетку просто "для общего развития", а ему окажется неинтересно, будет мучение всем. Потому что занятие идёт полтора часа без перерыва, и перед мастер-классом лекция не в игровой форме. Игорян был в той компании самым мелким, ему всё понравилось; поэтому первоклассникам-любителям истории можно смело посещать эти занятия. А вот абонемент по математике от девяти лет я бы Игоряну, конечно, не стала покупать.

      Удалить