Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

суббота, 14 июля 2018 г.

Ценное умение

   В Средние века умение плавать ценилось наравне с умением читать и писать. Средневековым жителям было не до пляжных утех: то война междоусобная на раздираемой экономическими и политическими противоречиями территории, то крестовый поход, то престижный турнир на приз Прекрасной дамы, то очередная охота на ведьм, то чума... Совершенно некуда втиснуть очередной отпуск, скинуть опостылевший металлический нагрудник и шлем и броситься в ещё пригодные для питья реки и озёра и экологически чистые моря. И обрести редкий полезный навык.
   Сейчас-то средневековье давно прошло, все умеют читать и писать. И ничто не мешает всем научиться плавать. Мне так и казалось в детстве - что это я пока не научилась, а взрослые плавать умеют все. И это умение даёт им огромную свободу и преимущество: например, они могут легко достать вон ту большую и красивую кувшинку с длинным стеблем, из которой получатся очень красивые бусы. Они могут достичь противоположного берега нашей маленькой тихой речки, выйти в таинственный, абсолютно недоступный мне мир и там прогуливаться под лучами другого солнца. В то время, когда я среди множества других детей вынуждена бултыхаться возле самого берега, не теряя ни на секунду надёжное дно, не замечая тесноты и взбаламученности.
   В детстве сидение в воде было для меня самым сильным летним удовольствием - сидение в любой доступной воде при любой погоде, до тех пор, пока не начнёт трястись нижняя челюсть, а губы не станут полностью синими. Это счастье было неимоверное.
И пионерский лагерь я ненавидела в том числе за то, что там не разрешали купаться по-человечески - уже через пять минут истерично и резко вскрикивал надоевший за год школьной физкультуры свисток. Тех, кто не подчинялся и не шёл сразу, ругали - не родные родители, а чужие воспитатели. Какое же это купание?
   В первом классе я ещё бултыхалась у самого берега, и во втором бултыхалась. В третьем я начала смутно чувствовать, что как-то засиделась на мелководье, что пора бы и плыть уже за кувшинкой, а как-то всё не получается, по совету взрослых, "лечь на воду", и по-прежнему страшно потерять дно. Умение плавать представлялось чем-то вроде инициации, как первый в жизни ярко-красный купальник с золотистым якорем.
   В то лето в моей судьбе появился плавательный жилет. Он состоял из трёх обособленных надувных полос и дал мне чувство лёгкости, свободы и восторга, которое не мог дать толстый и неуклюжий спасательный круг.
   Я впервые выплыла за черту детской суеты и сама сорвала кувшинку с длиннющим стеблем на бусы; и челюсть моя клацала как никогда в жизни, и губи синели пламенно; а дозваться меня на берегу стало просто невозможно.
Это было настоящее счастье.
   Через некоторое время мой жилет не выдержал такого интенсива, и одна из трёх надувных полосок стала заметно спускать воздух. Не беда, ведь можно плавать и на двух полосках... Очень скоро стала спускать полоска вторая. Я приготовилась плавать на одной, но в этот момент у родителей закончился отпуск, и мы уехали от бабушкиной тихой речки, от кувшинок и таинственного другого берега.
   А в конце того же лета мы побывали на озере Карачи. Вода в нём была настолько солёной, что ей не рекомендовалось попадать в глаз, а после купания нужно было немедленно бежать в стоящий прямо на берегу пресный душ, иначе тело мгновенно покрывалось, как инеем, плотной солёной коркой. Носить её в жару было очень неприятно.
   В том озере я испытала одно из самых сильных потрясений своего детства. Я безо всяких подсказок, легко и непринуждённо легла на воду, как на кровать, и поплыла. Я поняла, что могу плыть бесконечно долго - час, два; километр, десять километров. Это была настоящая, а не на две трети сдутая свобода, это был полный восторг!
Я научилась плавать как взрослые.
   Потом уже я с удивлением открыла, что далеко не все взрослые умеют плавать. Большинство из них во время купания стоит в детской прибрежной зоне по пояс или по грудь в воде, крякая от удовольствия и не решаясь потерять дно. И тогда я понимаю, что владею действительно ценным умением. Я могу плыть дальше, сколько угодно - туда, где виднеются над водой головы таких же одержимых умельцев. Где полностью прозрачная вода горячая на поверхности и прохладная внизу; и такого удивительного цвета - как голубая ель, только нежнее, как будто в молочной дымке. Бесконечный, огромный, добрый мир открывается отовсюду. Свобода и восторг.
   Только теперь я выхожу на берег, не дожидаясь пламенно синих губ и трясущейся нижней челюсти.
 Потому что теперь я взрослая.
А всё остальное во мне нисколько не изменилось.

4 комментария:

  1. Вот ничего не мешает научиться плавать - ан нет! не обладаю я этим умением ))
    Да, на море езжу ежегодно, но... а воз и ныне там. Когда же и я обрету ту самую свободу, о которой пишете Вы, Ирина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, у меня приблизительно половина подруг не умеют плавать, и тоже ежегодное море не помогает. Может, это свойства организма такие? Я вот совершенно не умею нырять (я не люблю это ощущение, когда голова под водой и вода в ушах, но в детстве пыталась из любопытства), ничего не получается, меня выталкивает на поверхность. Может, плотность тела слишком низкая? А что я никогда в жизни не решусь сделать, так это прыгнуть в воду даже с метровой высоты. И всяких горок и аквапарков избегаю категорически.

      Удалить
  2. К сожалению, мои встречи с большой водой такие редкие, я бы сказала даже единичные, что шансов научиться очень мало. Поэтому я тоже не умею плавать, если не считать несчастных метров пяти, которые я могу преодолеть вдоль берега, потому что в любую минуту под ногами есть дно. Да и то, преодоление этой мини дистанции происходит с полной мобилизацией всех сил))) Не судьба...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Владимировна, для меня в детстве ежегодные поездки к бабушке, которая жила под Тверью к городе с маленькой речкой, были огромным праздником, потому что в Сибири пресные водоёмы редко прогреваются до комфортной температуры - такой, чтобы в них можно было купаться долго, а до солёных нужно добираться почти как до моря. Поэтому не будь той речки в моей жизни, может быть, я и не научилась бы плавать. Сейчас, конечно, лучше всего большая вода, встречи с которой происходят всё реже, и плавать получается не каждый год. Но когда удаётся, я чувствую себя велосипедистом, который очень давно не катался, но однажды приобретённое умение не утрачивается никогда... А вот на велосипеде я действительно уже лет сто не каталась, надо попробовать.

      Удалить