Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 29 апреля 2015 г.

Творчество и независимое мышление

   

   Мой муж до сих пор помнит этот случай из своей детсадовской жизни.
Делали всей группой аппликацию. Тема  - "Цыплёнок". Ход работы: вырезать из жёлтой бумаги большой круг, затем круг малый. Приклеить под определённым углом, оставив снизу место для ног.
   Воспитательница всё популярно объяснила. Ходит от стола к столу, проверяет, как дети справляются. И вдруг обнаруживает, что мальчик Алёша решил задачу по-своему.
Вместо двух кругов он взял да и вырезал из жёлтой бумаги цельного цыплёнка. Один из всей группы догадался.
   Вот тут бы воспитательнице сказать и показать: "Смотрите, дети, а ещё можно сделать вот так. Чем этот цыплёнок отличается от других? А может быть, кто-то придумает ещё один вариант, свой собственный?"
   Но воспитательница сказала иначе: "Ты не слышал, что я говорила? Неправильно. Возьми и переделай."
   Вечером родители любовались на 25 одинаковых, совершенно правильных цыплят.
Так в течение одного короткого детсадовского занятия дважды подтвердился закон, что независимое, нестандартное мышление - это большая редкость.
   К счастью, несмотря на все усилия детского сада, а потом и средней школы, мой супруг сохранил способность мыслить нестандартно. И я всякий раз думаю: ведь это элементарно, проще некуда, нужно всего лишь выйти за рамки.
Однако попробуй выйди...
   Мы очень часто покупаем к чаю "Венский" пирог с вкусной начинкой из варёной сгущёнки. По форме он похож на рулет - продолговатый. Я всегда резала его бессознательно и стандартно - как хлеб, как батон колбасы, то есть поперёк. При этом первый и последний кусок всегда съедались в последнюю очередь, потому что в них очень мало начинки и толстая боковая корочка. Все предпочитали мягкую середину.
   Так продолжалось до тех пор, пока пирог не попал в руки моего мужа. Он сделал по-своему: отрезал толстый кусок поперёк, а потом разрезал его вдоль пополам. Вот вам и много начинки, и боковая корочка меньше в два раза.
Я бы ни за что не догадалась.
Вокруг столько рамок, что мы считаем их чем-то данным - раз и навсегда.
   Вот мой сын Игорян взял два разновеликих мяча, красный и зелёный. Поставил их друг на друга: "Светофор!" "А жёлтый где?"
   Не задумываясь ни на секунду, Игорян берёт жёлтую доску для лепки и вставляет её между мячами. Далее следует гордость: я вещь сотворил!
   Мой взрослый умишко озадачен: не круглое ведь, и плоское вдобавок.
А ребёнок просто выделил один признак, с его точки зрения, главный: цвет. Ну нет у него жёлтого мяча! И что теперь, от изобретения отказываться, что ли? Да никогда в жизни!
   Посмотрев вторую часть про бременских музыкантов, мой сын тут же пристраивает на своей голове одноразовую пластиковую тарелку: "Я гениальный сыщик! Мне помощь не нужна! О, йес!"
Как же не хочется, чтобы всё это сгинуло однажды!
   Я думаю, что любое творчество, любой нестандарт - это таинство. Нам не дано постичь, почему один различает музыкальные нюансы, другой понимает цвета, третий видит за цифрами и формулами единственно правильный ответ.
   Всё начинается в тот момент, когда ребёнок берёт две простые вещи и делает из них третью, новую, каких ещё не было в природе.
Когда ребёнок берёт две простые вещи сам. Он действительно гениальный сыщик. И ему далеко не всегда нужна помощь.
   Сейчас, при наличии времени и желания, заниматься развитием ребёнка очень легко. В интернете полно идей, в магазинах полно пособий и игрушек. Вот только когда я вижу надпись на упаковке "Набор для детского творчества", а внутри - пошаговая инструкция, всё во мне протестует. Это набор для приятного и полезного времяпрепровождения, для развития мелкой моторики, для подготовки руки в письму или что-то ещё.
   Но творчество не бывает по схеме. Творчество - это сам додумался, первый. Творчество - это потрясающее волшебство.
   Тут мне вспоминается история про шестилетнюю девочку, которую папа привёл на занятия в художественную школу. Принёс несколько работ: "Вот, посмотрите. Может быть, сгодится на что-нибудь."
   Девочка сидела дома с больной бабушкой и в основном занимала и развлекала себя сама (гулять они не ходили). Из бумаги, из газет - что под руку подвернётся - она творила невиданных зверей и невероятные вещи. Раскрашивала карандашами.
   Когда руководительница увидела гору-слона с карманами, в которых прятались дома, цветы, деревья и прочее, она чуть не упала в обморок от восторга: "Вы понимаете, что это готовая идея для мультфильма?!" "У нас дома ещё два мешка такого добра", - сказал озадаченный папа.
   А вот когда моя маленькая дочка принесла в развивающий центр свою любимую игрушку - терьера по имени Собакина, преподавательница сказала, что не бывает у игрушек таких имён.
"Почему тогда Матроскин бывает, а Собакина нет?"
   Потому что рамки, дитя моё. Потому что нестандартное мышление - это всё-таки редкость.
Ведь ещё и смелость нужна, чтобы на фоне 24 одинаковых цыплят вырезать своего собственного, другого.
   В 1971 году был проведён один интересный эксперимент. Воспитанников детского сада по очереди кормили кашей и просили сказать, какая она на вкус. Всем дали сладкую кашу, а последнему - солёную (с того же блюда, но с другой стороны).    Ребёнок в недоумении: ведь говорят, что сладкая, а на самом деле дали какую-то гадость. Кривится, глотает кое-как, но: "Сладкая каша." "Ещё хочешь?" Кивает, открывает рот. Опять кривится, давится: "Сладкая каша, сладкая!"
В чём дело? Ведь другие сказали! Они ели из той же тарелки!
   Ну, ладно, это дети. У них, говорят, стадное чувство.
А мы-то взрослые люди, самостоятельные. Мы - совсем другое дело. Всякую дрянь глотать не будем. И мнение формируем только на основе своего опыта, своих ощущений.
Нам ничего нельзя внушить, и запрограммировать нас нельзя!
Не так ли?

8 комментариев:

  1. до сих пор за цыплёнка обидно...

    ОтветитьУдалить
  2. Ничего, он в памяти жил, жив и будет жить!

    ОтветитьУдалить
  3. Стремление к однотипности работ в детсаду всегда удивляло. А когда ты сделаешь иначе, то это расценивается как выпендреж, саботаж и игнор программы. И это до сих пор существует. Я с детьми делала зимние пейзажи, мне нравилось учить их смешивать краски, определять линию горизонту на бумаге и т.д. Все работы получились интересными, даже у девочки с ДЦП. Пришла напарница и отругала. По программе мы должны были рисовать зимнее дерево. И неважно, что три дня назад она сама с ними дерево рисовала. Неважно, что вся группа уже давно умеет рисовать деревья. Или это зависть была? Кто-то взял и сделал лучше.
    В моем детстве вместо цыпленка был цветок. Черный с роскошными зелеными листьями. Мне не досталось цветных карандашей. Меня, конечно, ругали. Я в школе вспомнила этот эпизод, когда читали рассказ В. Осеевой "Синие листья".
    Зарянка.

    ОтветитьУдалить
  4. Света, я думаю, что главная цель разработанных программ - сформировать и отработать некие умения и навыки, а не развить творческую личность. С этими творческими одна головная боль.
    А ещё очень угнетает вот это: отругать ребёнка за то, что сделал по-своему - святое дело. Спросить, поинтересоваться, проверить,всем ли хватило карандашей (не все дети могут об этом громко и обиженно крикнуть на всю комнату) - это уже сложнее, лишние телодвижения. А порадоваться необычному взгляду другого человека на мир - трудно вдвойне. Это же самому творческим нужно быть.

    ОтветитьУдалить
  5. Если воспитатель сам не любит рисовать, то ему сложно научить этому детей. Мне так кажется. Сейчас начинают экономить на преподавателях ИЗО, музыки, хореографии в детсадах. Знакомая работала в частном саду, где сократили "музыкантшу". Начальство сказало так: "А зачем нам платить зарплату ежемесячно человеку, когда можно просто на утренники пригласить аниматоров. Это дешевле". Сокращают и в муниципальных тех педагогов, что вели подготовку к школе либо вводят дополнительную оплату. Не везде, к счастью, но такое уже практикуют.
    Я помню педагога, которая порвала детскую аппликацию за неаккуратность (с ее точки зрения). Ребенок плакал, он делал, делал открытку, а ее - в мусорное ведро.
    Ирин, а как сложилась судьба той девочки, которая умела мастерить слона-гору с кармашками?

    ОтветитьУдалить
  6. Историю про девочку я читала давно в каком- то журнале (никак не могу вспомнить, в каком именно, и не помню имя девочки). Про дальнейшую судьбу там ничего не было сказано, но уже само по себе огромная удача и редкий случай, когда талантливый ребёнок попадает в руки талантливого наставника, который не подминает под себя и не утверждается за счёт, а развивает дар.
    С преподавателями предметов, которые развивают душу и художественный вкус, всегда была проблема, а теперь - особенно. Почему-то на них всегда пытаются экономить. И если педагоги в детском саду не видят разницы между аниматорами и музыкальным работником, значит, настают последние времена.
    Помнится, когда мы выбирали фортепиано для дочки, продавцы музыкальных магазинов всячески убеждали купить электронный инструмент: удобно, и настраивать не надо. Но я всё-таки решила посоветоваться с настройщиком, реставратором, пианистом Максимом Прокопьевичем. Он сказал: "Никогда не покупайте суррогат ребёнку, который учится. Музыкальный инструмент - это не деревяшка, а тело, которое всё чувствует". И лично помог нам выбрать. Мы купили чешское подержанное фортепиано 1975 года рождения. Великолепное и живое.
    Словосочетание "подготовка к школе" почему-то кажется мне стоящим в одном ряду с порванной детской аппликацией.

    ОтветитьУдалить