Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 23 января 2015 г.

Тайник изображения

 
   В Средние века считалось, что в зеркале живёт дьявол. Именно он меняет местами правое и левое. Шалит. В своём репертуаре.
   Может быть, средневековые люди нагоняли таким образом страху на других средневековых людей? Но что-то в зеркале определённо есть. Например, всем известно (особенно женщинам), что иные зеркала отражают хорошо, словно бы слышат тайные крики нашей души и тела, а иные как-то не очень (и на самом деле мы гораздо стройнее и красивее). Вряд ли это происки производителя, он-то ничего про нас не знает. И знать не хочет.
   Трельяж в спальне моих родителей отражал хорошо. Всю меня, во весь рост (если немного отойти), включая ярко-красные губы, щедро и криво намазанные маминой помадой.
Стоял трельяж не ровно по стенке, а отгораживал маленький уютный уголок. Это было самое таинственное место во всей квартире.
   Посмотрев сначала мультфильм, а потом и прочитав книгу про Алису, я большим волевым усилием старалась попасть в зазеркальную комнату. Мне казалось, что волшебный переход совсем близко, нужно только немного постараться, нащупать его. Упиралась в лбом в зеркало. Но тот, кто в нём живёт, так и не захотел впустить меня по ту сторону. В конце концов я решила: если не Зазеркалье, то пусть будет просто за зеркалом. Пусть уголок за трельяжем будет моим личным тайником. А уж применение я ему найду.
   В ту пору мы с братом развлекались тем, что писали друг на друга сатирические куплеты (мы называли их "песенки"). Главными персонажами произведений моего брата были я и моя подруга Инна. Зачин у "песенок" был всегда одинаковый: "Однажды Ира с Инной..." Далее следовали всякие немыслимые приключения, которым мог бы позавидовать барон Мюнхаузен, все без исключения герои Жюль Верна, Фенимора Купера, Майн Рида и Роберта Льюиса Стивенсона (в те времена дети ещё читали книги). 
   Был здесь обязательный побег от диких зверей, пираты и динозавры, нечистая сила, гонки на всех видах транспорта и погружение под воду. Спортивные достижения ("Ира подняла один грамм, а Инна подняла тонну") и бытовые сценки: в магазине, в кино, в ресторане. Во всех без исключения случаях персонажи были нелепые и карикатурные. Каждая "песенка" обязательно сопровождалась иллюстрациями.
   Я тогда уже умела писать печатными буквами, и создала в ответ свой собственный эпос, сделав главными героями брата и его лучшего друга. Начало мне показалось очень удачным, и я не стала его переделывать, подставила только нужные имена: "Однажды Дима с Васей..."    Про то, что плагиат - вещь нехорошая, и в творческом мире за него наказывают, я ещё не знала. Поэтому смело переработала заодно и некоторые понравившиеся мне сюжеты. Зелёной пастой я уверенно писала через весь лист: "Однажды Дима с Васей прешли в ристаран там ани сели на мяхкий деван." И заказали всё самое несъедобное в больших количествах (гвозди, мыло). И съели.
   Каждую новую "песенку" мы читали друг другу вслух, а рукописи полагалось прятать. Но можно было придумать свой собственный шифр и написать с его помощью намекающую записку: "Песенки про Диму с Васей лежат в чёрной сумочке за трельяжем. Ира с Инной." Шевели мозговой извилиной.
   Я была уверена, что первая в мире додумалась до такого: заменить каждую букву на другую. Получилась абракадабра, недоступная человеческому уму. И творения мои за семью замками, за семью печатями - спрятаны понадёжнее Кощеевой смерти.
   Брат отыскал мои "песенки" очень быстро. И снисходительно объяснил, что воспользовался методом Шерлока Холмса, описанным в рассказе "Пляшущие человечки". Сначала предположил, что таинственный "бууш" есть Инна. И так далее.
   Я была убита. Я была в ярости. Потому что сама не могла добраться до "песенок", написанных моим братом. Не могла разгадать его хитрых шифров - какие-то решётки, точки, цифры...
   Да и в литературном умении он явно меня превосходил. Я с тайной завистью слушала очередную порцию "Однажды Ира с Инной..." Потом листок складывался в восемь раз и исчезал.
   Возможно, именно в те годы я, сама того не осознавая, начала постигать простые истины: хочешь интересных сюжетов, вдохновения и творческой радости - читай хорошие книги, наблюдай жизнь. Пиши своё и по-своему. Я и теперь не знаю рецепта вернее. Может быть, это самый главный шифр, который мне до сих пор удалось разгадать.
   Так мой тайник был раскрыт. Но интереса к трельяжу я не потеряла. Больше всего поражало то, что, повернув под определённым углом боковые зеркала, я могла увидеть себя со спины. Это был чуть ли не единственный способ рассмотреть в реальном времени свой затылок и всё остальное.
   Оказалось, что сзади человек выглядит так же странно, как и спереди. Человек странен. Он никогда не отражается правильно. Он не знает, как выглядит на самом деле. Его настоящее изображение надёжно зашифровано и лежит в недоступном тайнике.
   Поворачивая ставни, можно увидеть со спины день и ночь. Поворачивая створки триптиха (картины), можно увидеть изнанку лица тех, кто на нём изображён.
   И вся наша жизнь -  не очень складные "песенки", повторяющиеся сюжеты: "Однажды кто-то с кем-то..." Каждый из нас по-своему Алиса. Поэтому мы и всматриваемся так пристально в мир наоборот: может быть, он объяснит, наконец, почему у нас сначала идёт кровь, и только потом режем палец?

Комментариев нет:

Отправить комментарий