Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 2 сентября 2018 г.

Он серьёзный и весёлый

  
   В тот день, когда моя дочь пошла первый раз в четвёртый класс, погода была такая мокрая, холодная и ветреная, что всё торжество пришлось свернуть и перенести со школьного двора в помещение.
   В узких школьных коридорах было душно, сыро, плотно набито родителями и маленькими чёрно-белыми первоклассниками с большими букетами. Таблички с буквами и цифрами над головами педагогов указывали приблизительное направление, родители тянули к своим детям руки с фотоаппаратами и телефонами. А наша учительница Любовь Леонидовна говорила, что впервые за свой тридцатилетний сибирский педагогический стаж видит такое: чтобы из-за погоды было невозможно провести линейку на улице.
   А я не помнила такого за всю свою жизнь. Всегда, всегда первого сентября у нас было как в песне:
                                    Сверкают багряные гроздья рябин
                                    И сотни весёлых огней...
   Это значит - цветы сверкают на клумбах и разноцветные листья на деревьях. В ярко-синем небе - ни единого облачка, и ранним утром уже прохладно, мятно; всем телом и даже всей тенью чувствуется первоначальная осень. Но к полудню солнце наберёт силу, и зной его будет особенно драгоценный, как старое золото; зрелый и мудрый, как закон о том, что всё пройдёт.
Вот таким я помню испокон веков наше первое сентября.
   "Хорошо, - думала я, - что уже четвёртый класс, уже не имеет значения. А вот родителям первоклассников как не повезло. Не получится торжественно и сентиментально пережить свой переход в новое качество."
   Раз в сто лет выпадает на первое сентября такая погода, и какому-то году рождения неминуемо придётся стать её заложником. В тот год дочка моей подруги Лены поступала в первый класс. А потом снова пошли тихие, тёплые и светлые первые сентября. Природа ведь тоже имеет право на ошибку, она больше не будет.
  Так прошло гораздо меньше ста лет. И вот уже сын моей подруги Лены готовился пойти в первый класс, вместе с моим сыном. И мы предвкушали, как будем красиво фотографировать наших мальчиков, нарядных и повзрослевших, в маленьком школьном дворе маленькой начальной школы. А потом пойдём гулять под ясным тёплым небом куда глаза глядят...
   Прогноз погоды твёрдо и беспристрастно пообещал первого сентября девять градусов тепла и дождь. Уютный дворик отменяется. Куртки вам, уважаемые родители, зонты и актовый зал старшей школы. Суббота. А значит, придут все папы, бабушки, дедушки и младшие дети.
   Утро было хмурое, как настоящие похороны лета. Но человек силён и способен сам создавать настроение себе и вокруг себя. За завтраком я включила песню, под которую сама когда-то уходила на учёбу:
                                     Буквы разные писать
                                     Тонким пёрышком в тетрадь
                                     Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
 - Мама! - попросил Игорян. - Ты не могла бы поставить это на паузу? А когда будем одеваться?
   Даже не спросил, что такое тонким пёрышком в тетрадь. Оделись... Шапку я пока положила в сумку, вдруг обойдётся? Без неё лучше, мы ещё не соскучились по шапкам. Но только спустились во двор...
 - Мама! - попросил Игорян. - Я думаю, что шапка мне не помешает.
   Натянули шапку. Людей на улице было совсем мало, а первоклассников - ни одного. Наверное, всех привезут на машине, даже тех, кто живёт по прописке в соседнем дворе.
 - Мама! - сказал Игорян. - Я наступил в лужу и мой ботинок стал некрасивый.
Какой там ещё ботинок! Ноги не промокли? Тогда вперёд!
   На подступах к школе появились и букеты, и первоклассники. Но главным образом, провожающие: родители, бабушки, дедушки и младшие дети. Из них можно было составить две полноценный параллели.
   Высокий длинноволосый одиннадцатиклассник с табличкой 1 "Б" указал путь, проводил до самого кабинета. Дети сидели за партами нарядные и притихшие, как зайчики. Оставшееся свободное пространство заполнили собой родители.
   Игорян что-то совсем не понял: он пришёл настойчиво овладевать знаниями, а повели в актовый зал, куда я даже не стала пытаться протиснуться. Но хорошо слышала, как поздравлял директор и другие официальные лица, а потом поздравляли неофициальные выпускники. Слышала громкую музыку, гимн государства, гимн школы и как зазвенел колокольчик. Всё!
   Дети вышли из зала немножко ошалевшие и варёные. Я клялась и божилась Игоряну, что так будет не всегда, не все одиннадцать лет, что это сегодня только так торжественно, а вот в понедельник...
Скорее, скорее на свежий воздух!
 - Давайте хоть в школе сфотографируемся, - сказала Лена.
Давайте! Хоть не в куртках и шапках. Давайте, мальчики, на фоне кубков и достижений.
   Но мальчики не хотели фотографироваться и рвались на волю. Тёма прятался за Игоряна. Игорян спрашивал, где его куртка. Ладно, пусть горит синим пламенем наш переход в иное родительское качество. Может, поедем куда-нибудь?
   И мы поехали в старую знакомую блинную. Ту самую, куда я пришла когда-то со своей дочкой-первоклассницей. И она ела блины - чинно, аккуратно, взросло; и багряные гроздья рябин сверкали нам вовсю.
   За окном машины проплывал дождливый городской пейзаж. При этом деревья как на подбор стояли зелёные, по-июльски свежие. Всё происходящее казалось мне фантастическим сном. Я ещё раз твёрдо пообещала Игоряну, что линейка, букет и музыка будут не каждый день, а редко. Очень-очень редко.
   Сели мы уютно, на втором этаже. В ожидании еды и коктейлей мальчики нечинно и невзросло утрамбовывали друг друга на диване, а потом ушли вниз, на крыльцо. И Лена, которой было видно, рассказывала, что там происходит.
 - Борются, - говорила Лена. - Штанов на два года может не хватить.
   Мы ели блины и тягучие, жидкие внутри, сырные шарики. Участвовали в беспроигрышной лотерее для школьников. Тёма выиграл ластик, а Игорян ручку.
 - Зачем мне ещё одна ручка? - спросил Игорян. - У меня весь стол ручками забит.
   Ну, не преувеличивай. Впрочем, если тебе не нужно, давай сюда. Мне пригодится. Да вот хотя бы написать про этот день, чтобы хоть что-то не забыть.
   Вечером Игорян смотрел на компьютере мультфильмы, и где-то нашёл музыку. Я не сразу поняла, откуда это доносится:
                                Так пусть же красная сжимает властно
                                Свой штык мозолистой рукой...
Игорян прямо заслушался. И то: это вам не тонким пёрышком в тетрадь.
                                И все должны мы неудержимо
                                Идти в последний смертный бой!
 - Игорян, - сказала я. - В понедельник пойдём без букета, клянусь! Давай-ка, пока не забыли, подпишем твои тетради.

13 комментариев:

  1. Да лааадно! Это я про раз в сто лет. С завидным постоянством 1 сентября мое сердце обливается кровью, когда я вижу как первоклашки старательно перепрыгивают лужи, идя в школу, как мокры их шикарные бантики, как заляпаны грязью их только что надетые белоснежные колготочки:(((
    Но! Справедливости ради вынуждена сказать, что в последние годы погода баловала. "Как же нам нынче повезло"-это неизменная приговорка родителей на школьной линейке... Т.е. уже никто и не ожидал, а солнце вдруг порадовало.
    Но вчера наши стояли при плюс восьми на школьном дворе, изо рта шел пар... Слава богу, линейка не была долгой.
    А Игрояну от души желаю чтобы учеба была интересной, не особо обременительной и чтобы и на друзей, и на прочие вещи времени и сил хватало!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня, и вас с очередным наступившим! Надеюсь хотя бы в первом классе на необременительную учёбу. Когда учительница на собрании огласила расписание, родители стали недоверчиво переглядываться: первое полугодие три урока (сначала по 35, потом по 45 минут), второе полугодие - четыре урока. В наше время это было нормой, а сейчас воспринимается как фантастика. Я в дочкином дневнике за первый класс видела и по пять уроков, и даже по шесть. А здесь - ни оценок, ни дневников. Домашние задания обещали посильные. И вообще как-то всё идёт довольно расслабленно, без суровой установки на быстрее-выше-сильнее. Мне это непривычно, и мне это очень нравится.
      Про погоду - клянусь, отложились в памяти только золотые и синие первые сентябри (и фотографии это подтверждают), до шапок и актового зала дело точно никогда не доходило. И то, чтобы в это время зелёными были даже берёзы - полная аномалия. Самое смешное, что в соседней Кемеровской области в этот день было солнце и 21 градус тепла.

      Удалить
    2. А мальчик с девочкой на плече ходит, ничего не изменилось!

      Удалить
    3. Я ж говорила))) что носят)))
      Ирина, у дочери в первом классе так же было. Сначала уроки чуть ли не по полчаса, практически без домашек. Не учеба, а расслабон. Но в нашем случае это сыграло злую шутку-дочь не научилась работать. ну это по моим меркам. конечно;) Зато классе в 4-ом начался ад. По 7 уроков ежедневно, куча домашки- вот тут все и взвыли. Среднего нет. А еще у нас все дети на допах, наша, например, в музыкалке с дикой нагрузкой... Поэтому каждый раз приходится выбирать на что забивать: то ли на школу, то ли на музыкалку и так далее...

      Удалить
    4. Я слышала про такое - что уже со второго класса начинаются обязательные факультативы и прочее - и дети воют, и родители. И я искренне не понимаю, как младшие школьники выдерживают шесть уроков, я и в старших-то классах после шести сильно уставала (а семь - это вообще за гранью). Успокаиваю себя тем, что школа обычная, без уклона, поэтому предметы все будут стандартные, без эстетики и психологии. Дочка-то училась в "уклонистой" - кроме общего образования было ещё и музыкальное, и танец с хором, и усиленное рисование. К шестому классу это сильно стало тяготить (особенно танец и фортепиано), но через несколько лет неожиданно пригодилось - когда дочка увлеклась гитарой, оказалось, что знание сольфеджио очень облегчает процесс.Поэтому нет худа без добра, и всё идёт так, как должно идти.

      Удалить
  2. Ну с праздником! Нет, правда, с первым сентября!
    С мальчиками всегда так, обычно думаю я. Как с вашей погодой. И радуюсь, что не как у всех, а по-особенному. Правда толпе и актовому залу не смогла бы обрадоваться. А мы уехали, это было прямо озарение - уехать с конца лета до начала осени, на целых три дня. Там было лето. Завтра в школу..
    Желаю вам светло-осенних школьных дней! Ведь у вас хорошая школа! И рада увидеть Игоря, спасибо за рассказ и фотографию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! С первым и вторым! Вот и мы влились в бодрые форменные ряды. К сожалению, актовый зал не дал почувствовать этот момент перехода: я всё время волновалась, как бы от грохота музыки, от духоты и столпотворения моему ребёнку не стало дурно - для меня это вполне обморочная ситуация, и я видела своими глазами, как падают в обморок дети даже на уличной линейке. Стоит ли игра таких свеч? Тяжело всё это маленьким детям и непонятно. Но, видимо, директора школ вынуждены выполнять официальное предписание, никуда не денешься. А мне линейки в том виде, в котором они существуют сейчас, кажутся глубоким пережитком прошлого.
      Зато! Зато наша учительница сказала, что не будет задавать поделку из природного материала! ("Чтобы вы, уважаемые родители, - сказала она, - не поминали меня всю ночь добрыми словами.") И какой же вздох облегчения прокатился по родительским рядам! Видать, совсем никто не хочет придумывать композицию из картошки и вырезать из моркови невиданных зверюшек.

      Удалить
    2. Да ещё бы! Тоже воспринимаю подобные сборища обморочными. Лёве, несмотря на полный прошлогодний восторг, даже на улице, правда жара у нас была, на самом солнце, было тяжело.
      Начало у вас чудесное! Пусть будет таким и продолжение! Нам сразу было понятно, что в дневник.ру расписание одно, всё как положено - 4 урока, сначала по 35 минут, потом по 45, домашних заданий нет, а на самом деле сразу полный объём и никаких иллюзий, и домашние задания до позднего вечера. И поделки, и всё остальное. Лёва правда все поделки проболел, я ничего не делала.
      Так мне это всё сложно. И сыну.

      Удалить
    3. Поделки из картошки - такой же анахронизм, как линейки. Лет пятьдесят тому назад они были актуальны, но сейчас-то! Все прекрасно знают, что картошку чистят родители, и для них это ужасная обуза. Потом эти поделки где-то постоят, никто не обратит на них внимания. Мероприятие проведено, детям всё равно. Давно пора придумать что-то новенькое. Меня очень удивило, что 35-минутные уроки будут так долго (я думала - неделю, две максимум), и огромные перемены (по 20, по 30 минут). Интересно, что будет с проектами? Пока я не слышала ни одного рассказа про первоклассников, в котором бы не фигурировали проекты.

      Удалить
    4. Вообще проект - максимально не подходящее слово к этому виду заданий. Что-то вроде маленького доклада, по книгам и с рисунками, готовили мы с сыном вместе, или рассказ о семье, городе, и это были не самые плохие задания. Некоторым я даже откровенно была рада, о семье писали все вместе, и небольшой фотоальбомчик с историями и Лёвиными картинками, надеюсь, займёт своё место в доме, когда вернётся из этого ещё одного неподходящего места и слова -портфолио. Кто-то, конечно, приносил презентации на флешке, не думаю, что в этих случаях речь шла о хотя бы совместной работе с ребёнком,не говоря уже о самостоятельной. Но наш подход, с рукописным текстом и прочим, никто в прошлом году не критиковал. Посмотрим, что в этом будет.. Потом правда таких проектов стало очень много, каждый предмет тянул одеяло на себя, и к весне уже ни на что сил не хватало, о школе я написала полностью сама, выспросила подробности у уже ничего не соображающего сына и настрочила пару-тройку фраз на компьютере.. Много было заданий с распечатками, кстати, то новость из Интернета (или вырезку из газеты), то ещё чего-нибудь.

      Удалить
    5. Лукавые авторы новейших программ... Или они искренне считают, что первоклассник может самостоятельно найти в Интернете, напечатать, распечатать? А если всё делают родители, какой в задании смысл? Я на днях вырезала дидактический материал - мелкие детали, из которых дети будут составлять прописные буквы. Пятьдесят две детали, каждая пронумерована. Предполагается, что ребёнок не только умеет считать до пятидесяти, но также знает начертание цифр и, что самое главное, быстро сумеет сориентироваться и найти в этой мелкой россыпи нужные детали, а цифры на них совершенно микроскопические. Кто-то из детей справится быстро, кто-то будет тянуться весь урок. Не представляю, как это работает на практике.

      Удалить
  3. С Днем знаний, с началом свершений!
    Хороших оценок, творить.
    Понятных задачек, верных решений,
    Красиво, уверенно жить.

    Чудных проектов, больших достижений,
    Достойных поступков, добра.
    Пусть год будет полон огня, удивления.
    Учиться приходит пора.
    А я вот не помню в последние годы дождливое первое сентября. нас погода балует

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! У нас во второй половине сентября ожидается двадцать градусов тепла, всё шиворот-навыворот! К тому времени и деревья хоть немного пожелтеют, и рябина покраснеет. Можно будет снова купить букет и отпраздновать ещё один день знаний.

      Удалить