Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 14 октября 2014 г.

О любви тоже

  
   Однажды мы сидели на кровати, играли со зверями, набитыми ватой. Я и подруга моего дошкольного детства Инка Павлюк. У меня был тигр, у Инки - слон. Если подробнее - Тигрюша и Слонюша соответственно. Сюжета я, конечно, уже не помню, только один момент и сохранился в памяти: как Инка пристально посмотрела в глаза своего зверя и произнесла таинственным и торжественным голосом: "Мой Слонюша похож на Корчагина!"
  На какого такого Корчагина? Я мгновенно поняла, что отстала от жизни, упустила что-то важное. Ну конечно, безответственно уснула на днях сразу же после программы "Время", а там был фильм, там Инке что-то показали, Корчагина какого-то. А я! А мой Тигрюша! У него шляпа зато смотрите какая! "Твой Тигрюша похож на бабушку", - пренебрежительно сказал мой брат.
   Всё пропало! Своей шестилетней женской душой я уловила главное: у Инки сердечная привязанность, не игрушечная. В этом была тайна.
   Спросила у мамы. Она показала мне книгу с железобетонным молодцем на обложке и таким же названием. Совсем неинтересно. Впрочем, когда очень скоро к очередной красной дате показали одноимённый фильм, всё встало на свои места: оказывается, Инке нравился никакой не Корчагин, а просто-напросто актёр Владимир Конкин в его роли. И совсем Слонюша на него не похож. Хотя, если присмотреться, кажется, в глазах есть что-то...
   Я смотрела, как Инкин герой ворочает тяжёлые брёвна, стоя по пояс в ледяной воде, и много чего ещё делает идейного и очень вредного для здоровья, и понимала свою подругу. Но сама полюбить Корчагина-Конкина не могла.
   Приблизительно в это же время я тоже увлеклась, но другим - старпомом Олегом Петровичем из фильма "Полосатый рейс" (актёр Иван Дмитриев). В отличие от легендарного Павки ничего героического он не совершал: прятал у себя в каюте обезьяну и строго говорил: "Товарищ буфетчица, потрудитесь принять вертикальное положение." Такой непреклонный, такой красивый. До того момента, когда он в финальных кадрах подобострастно кивает строгой жене-ветеринару: да-да, конечно, ужин приготовлю, посуду помою, да-да...
   Многие мои ровесницы любили королевского мушкетёра Михаила Боярского, расстраивались, узнав, что он женат. Смотреть на него и правда было весело, но как-то не замирательно.В то же время мне почему-то очень нравились полукарикатурные гусары из рязановских фильмов: и поручик Ржевский (Юрий Яковлев), и корнет Плетнёв (Станислав Садальский).
   А вот Штирлиц не нравился никогда. Я никак не могла понять, что такого нашли в нём самом и в фильме про него. Так ни разу и не смогла заставить себя досмотреть до конца сагу про мгновения весны - темно, занудно, непонятно. Что здесь делают все эти Плейшнеры, Блюменштрассе, Мюллеры? Куда столько? Зачем уходит вдаль на лыжах какой-то пастор Шлаг? А где-то там, в снежных горах на всю машину поёт страшный ребёнку голос: "Non, je ne regrette rien." Относительно песни я, возможно, и ошибаюсь, тем более что не могла Эдит Пиаф петь её в 1945 году. Но так отпечаталось, пусть так и останется. А больше я ничего не помню.
   Наверное, исключительные, мужественные до мозга костей супергерои - это не моё. Видимо, по этой причине позже я совершенно равнодушно взирала на итальянского комиссара полиции, который ухитрялся в одиночку качественно душить мафиозного спрута и одновременно не менее качественно управляться с легионом своих женщин. Всё у него спорилось.Неправдоподобно. Не верю. И всех Джеймсов Бондов туда же. Надо, чтобы как у длинноволосого Робин Гуда из английского сериала (Майкл Праед) - одна длинноволосая лесная подруга на века. Или как у благороднейшего лорда Гленарвана (Николай Ерёменко), чтобы его леди в едином порыве с мужем бросилась на собственной яхте в открытый океан на поиски пропавшего капитана Гранта...  Правда, когда в последней серии Катани погиб, я очень расстроилась: он должен был всех победить. Как Штирлиц.
   Артур Грей под алыми парусами тоже не ударил меня в сердце. Не надо всякой такой воздушности, пусть уж лучше обезьяну ото всех таит, пусть бежит из людоедского плена, борется с удавом и колдуном, терпит всевозможные лишения. Страдает пусть!
   В четвёртом классе я любила лесоповальщика Илюшу Ковригина из "Девчат" (актёр Николай Рыбников). Он был настолько обаятельным, что я даже как-то сначала не обратила внимания на то, что он приглашает девушку танцевать, а сам шапку не снял и сигаретку изо рта не вынул.
Кто ещё? Естественно, Тимоти Далтон, это не обсуждается. Мы любили его на пару с подругой. Она брала у меня на три дня под честное слово до смерти зачитанную "Джейн Эйр" (которую в свою очередь я тоже взяла почитать) и от руки переписывала в отдельную тетрадь главу, где объяснение в любви, сад и буря:
 - Тогда, сэр, я согласна выйти за вас замуж...
И нечего даже думать, какой актёр самый наипервейший мистер Рочестер.Вот так.
   А в шестом классе грянули "Гардемарины" и самый тот девчачий возраст. Мы делились на противоборствующие партии. Одни высоко несли знамя Алёши Корсака, другие - Саши Белова, третьих было меньше всего, но Никиту Оленева тоже не обделили вниманием. "О-о-о, - страдала моя одноклассница по Алёше с родинкой, - везёт же той, которая в жизни такого встретит." Мне же казалось, что у Корсака по сравнению с его друзьями чересчур маленькая голова и он много истерит. Присмотрелась к Харатьяну - нет,у Харатьяна голова нормальная.Это ж надо было так в роль вжиться!
   Самой-то мне больше нравился кудрявый Белов - как он отчаянно выкрал бумаги в комплекте с Анастасией Ягужинской. "Фу, какой слащавый!" - кривилась моя подруга, поклонница как раз третьего Никиты.
   Став ещё немного постарше и посмотрев бледноватое продолжение, мы все пришли к единодушному заключению, что единственный достойный внимания мужчина во всём фильме - шевалье де Брильи. Он был уже не тот мушкетёр, он был глубок и печален. Он страдал и он погиб. "Звезда моя! Мне надоел этот последний русский, и предпоследний тоже!"
А третью часть мы и смотреть не стали.Потому что нечего там смотреть.
   Дальше были последние классы, первые курсы, ранние замужества. Киногерои потускнели, растаяли, постарели и отошли на второй план. Наши реальные истории оказались куда интереснее, драматичнее и смешнее их историй. Реальные мальчики не разбойничали благородно, не шпионили в тылу врага, не ходили вокруг света, не таили в недрах своего роскошного замка сумасшедшую жену (тьфу-тьфу-тьфу!). Зато они любили нас. Или не любили. Но зато тоже нас, единственных и неповторимых.  




Комментариев нет:

Отправить комментарий