Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 20 января 2017 г.

"Роман в письмах"

   Я нашла милый русский фильм. Учитывая быстроту моей реакции, совсем новый - 2011 года. Очень сказочный, с эпическим делением героев на хороших и плохих. С обязательной злой ведьмой, которая переоденется, притворится, сорвёт кожу с лица красавицы, к своему приставит, убедит добра молодца, что она и есть его настоящая невеста.
Но чудовищный обман откроется, потому что Иванушка, как водится, не совсем дурак.
   Всё это нам давно известно. Ещё Эдмон Ростан рассказывал, как случается порой в любовном треугольнике: страдающий поэт добровольно даёт свои стихи сопернику, чтобы тот имел возможность произвести впечатление на объект нежных чувств. Эта тема была потом блестяще обыграна в фильме "Когда я стану великаном".
   Мы знаем и про то, как девушка из глубинки, опоздав к началу вступительных экзаменов, не попадает в институт своей мечты, но всё же пробивается к строгому профессору. И он делает для неё исключение, потому что видит: талант настоящий. Он прямо так и говорит: Фрося Бурлакова.
   И вдобавок ко всему - мужчина, который мечтает быть рядом. Добрый, заботливый, понимающий; за ним будешь как за каменной стеной, и мама очень советует (фильм "Зимняя вишня" - типичная классика жанра), но "Я люблю другого" - и всё тут!
   А потом - зов сердца, мистическое озарение, стремительный бег, долгожданная встреча в единственно возможной точке земного шара. Совершенно такой. Старый добрый Александр Степанович Грин.
   И всё это есть "Роман в письмах".
   Какие-то умельцы с ютуба, в борьбе за просмотры, приклеили к нему своё, чудовищное название - "Бизнесмен влюбился в простушку", и своего миллиона зрителей добились. В то время как под настоящим, родным именем фильм не получил такого высокого рейтинга, потому что бизнесмен там мелькает на втором плане и в любви не участвует, а вместо обещанной простушки - девушка, которая приехала из провинции поступать в Литературный институт. Она мечтает стать поэтом (хотя на самом деле и так уже вполне поэт). Такими героинями только зрителей отпугивать.
   Московский таксист так прямо ей и говорит: "Странная ты девушка, поступала бы лучше в Плехановский на экономику, там такие деньжищи!" Ведма-соперница швыряет на пол её черновики: "Припадочная! Ты думаешь, эти твои писульки что-нибудь значат?"
   Но поэт-Таня и сама всё понимает про себя и про свой институт: "Сюда поступают только ненормальные."
   Да, только ненормальные. Потому что в нашей культуре, в нашем обществе сочинительство стихов не считается серьёзным делом, значительным трудом, уважаемой работой.
 - Ну, а ты чем занимаешься?
 - Стихи пишу.
 - Я имею в виду - работаешь-то кем?
В столице много было Пушкиных - со званиями, с чинами и состояниями. И Александр Сергеевич очень стеснялся, когда слуги выкликали его карету к театральному подъезду:
 - Господина Пушкина, сочинителя!
   Александр Сергеевич не мог знать, что именно его время пропустит сквозь своё беспристрастное сито, а все прочие Пушкины - обрегаленные, важные - канут в забвении.
   Каждый, кто выбирает судьбу ненормального, хоть немного, но думает о вечности. При этом долго и упорно доказывает самому себе, что он имеет право на существование здесь и сейчас. На свою собственную карету, на редкостные заветные слова: "Я тебя чувствую."
   Вот приблизительно об этом весь "Роман в письмах". Очень украшают его подлинные стихи, автора которых я немедленно отыскала в интернете. Им оказался мужчина - Кирилл Олюшкин.
                       Шёл будний день. У кассы на вокзале
                       Шёл спор о чем-то. Мы лицом к лицу
                       Молчали. А в вокзальном кинозале
                       Шёл старый фильм, - и дело шло к концу.
                       Шёл скорый поезд до одной из станций.
                       Шёл дождь. И под зонтами люди шли.
                       И двое шли - и не могли расстаться…
                       Хотя остаться тоже не могли.
   А потом добро победило зло. И только жаль было третьего - доброго и любящего, за которым как за каменной стеной. Которого очень советовала мудрая мама.


2 комментария:

  1. Ира, я нашла этот фильм! Надо посмотреть, чтобы сказать что-то толковое)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я думаю, что для субботнего вечера просто отличный вариант! Сказочно-незамысловатый, лёгкий. И стихам я очень обрадовалась, в современном кинематографе их нечасто встретишь.

      Удалить