Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 17 апреля 2015 г.

Пирог нетленный

  Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин обладал превосходным здоровьем и отменным аппетитом. Персики ел килограммами. В Тавриде виноградом объедался. Простую русскую кухню очень уважал. И непростую. И нерусскую тоже. А всё, что Пушкину нравилось, он обязательно воспевал. Поэтому теперь мы так много знаем.
   Всякий, кто хотя бы раз в жизни читал роман в стихах "Евгений Онегин" просто не может не обратить внимание на эту яркую строфу из первой главы.
                                         Уж тёмно: в санки он садится.
                                        «Пади, пади!» — раздался крик;
                                         Морозной пылью серебрится
                                         Его бобровый воротник.
                                         К Talon помчался: он уверен,
                                         Что там уж ждёт его Каверин .
                                         Вошёл: и пробка в потолок,
                                         Вина кометы брызнул ток,
                                         Пред ним roast-beef окровавленный,
                                         И трюфли, роскошь юных лет,
                                         Французской кухни лучший цвет,
                                         И Страсбурга пирог нетленный
                                         Меж сыром лимбургским живым
                                         И ананасом золотым.
   Что здесь? Еда воспета. Много еды. Пушкин рассказывает, чем обыкновенно питался молодой светский человек перед тем, как отправиться дальше - в театр, на бал. Где ужинал, с кем, также упоминает между прочим. Как всегда, быстро, точно. Кажется, что герой примчался, оторвал зубами от ростбифа, забросил в рот пару трюфелей, глотнул из бокала, ананасом заел и полетел дальше. Дела, друзья мои!
   И завтра то же, что вчера. Главное - скорость побольше. "Пади, пади!" с дороги. Тогда может возникнуть ощущение, что человек занят, ему некогда, его ждут, увидимся позже.
Надо, надо время от времени перечитывать Пушкина, я не устаю это повторять. У него очень современные тексты.
   Вот Онегин входит в ресторан, и непонятно, кто кого сейчас будет есть. Потому что еда живее всех живых, а человек похож на заводной паровозик, который движется по заданной траектории. Как и все его записные кокетки. И нет у тех кокеток ни имени, ни лица.
Зато к каждому блюду, как паспорт, приложен чудесный эпитет. Там и отпечатки пальцев есть, и зубов, и гражданство указано, и даже семейное положение. Иногда прямым текстом, иногда по-пушкински.
   И очень жаль, что сейчас среди школьников всё меньше таких, кто заметит или хотя бы приостановится глазами на строчке "Вина кометы брызнул ток". Потому что несуразно как-то звучит. При чём здесь комета? Может, если пробка улетела, дело с космосом связано? А ток брызнул, потому что случилось короткое замыкание. Так Пушкин предсказал появление электричества. Ай, да ладно! Голову ещё забивать. Пушкин - гений, ему видней.
   И дальше читают. Или не читают. И, может быть, никогда в жизни не узнают, что вино кометы - это шампанское урожая 1811 года, и оно действительно связано с космосом. Тогда в Испании и Франции случилось очень жаркое лето, а следом длинная тёплая осень, что привело к небывалому урожаю винограда. А в небе в это время пролетала яркая большая комета, и люди решили, что это небесное тело так благоприятно повлияло на урожай, и назвали в честь него партию вина. А слово "ток" происходит от глагола "течь". Всё вместе - красивое освобождение знаменитого игристого вина из бутылки.
   Пушкин прекрасен тем, что любое слово принимает у него сразу все возможные оттенки и значения. Например, "трюфли, роскошь юных лет". Можно подумать, их старики не едят. Едят, ещё как. Только для них не трюфели роскошь, для них молодость роскошь, а трюфель сам собой подразумевается. А для молодых - наоборот: молодость сама собой разумеется, а гриб предмет роскоши. Даже не потому, что он деньгами дорог, а потому что избранный, только для своих.
Цвет общества поедает цвет французской кухни.
   А ростбиф окровавленный? Переставь ударение - окровАвленный - и выйдет грубо. Назови "говядиной с кровью" - и выйдет просто и плоско. А надо, чтобы возвышенно, достойно. Не для простых смертных истекает на тарелке знатный кусок мяса. Ну, и с улыбкой где-то глубоко внутри. У Пушкина опять получилось.
   Нельзя оскорбить личность лимбургского сыра, назвав его "сыром с плесенью". "Покрытый слоем "живой пыли", образуемой микробами". Вот что такое ел Евгений Онегин вместе с увесистым золотым ананасом.
   А нетленный страсбургский пирог явился однажды и на моей собственной кухне. На самом деле это никакой не пирог, а запечённый в тесте паштет. Род первых консервов. Во времена Пушкина "нетленности" добивались следующим образом: промежуток между паштетом и тестом заливали большим количеством жира и так везли из Франции в Петербург. А это ведь не один день.
   Но паштет не подвёл, выдержал, очаровал русских гурманов и гениев, вдохновил русских поваров, а также некоторых преданных поклонниц некоторых русских гениев.
   Сейчас Интернет предлагает множество рецептов этого блюда, и все разные. Скорее всего, Пушкин с Онегиным ели что-то совсем другое. Но всё равно ведь интересно.
   Свой собственный нетленный я создавала из трёх начинок: куриная печень (по правде нужна гусиная), язык, бекон. И множество других ингредиентов.
   Меня смутило количество исходного материала - полтора килограмма печени, полкило грибов... А потом подумала: утрамбуется, наверное. Паштет как никак.
   И приступила к отвариванию, обжариванию, перекручиванию. Это длилось и длилось. Наконец, обозревая кухню, заставленную большими кастрюлями и мисками с разными начинками, я убедилась в том, что Александр Сергеевич - большой шутник.
   Ничего не утрамбовалось. Один огромный противень отправился в духовку, остальную часть страсбургского пирога я разложила по маленьким баночкам и в ближайшие дни срочно навестила друзей и близких.
   В отличие от Евгения Онегина мы никуда не торопились. Ели свой нетленный несколько дней. И мне открылся ещё один смысл этого весёлого пушкинского слова. Нетленный есть бесконечный. Отрезаешь вечером кусочек, утром встаёшь - а пирог снова целый. На своём законном месте - меж сыром и ананасом.

14 комментариев:

  1. Таки пирог был очень сытным

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я даже подозреваю, на кого была возложена почетная миссия по его поеданию...

      Удалить
    2. Да все старались в полную силу! Паштет по правде очень вкусный получился.

      Удалить
  2. То, что от Пушкина - всё сытное очень!

    ОтветитьУдалить
  3. Жаль, что я живу далеко... ни одна баночка не добралась))

    ОтветитьУдалить
  4. Дело давно было. Кажется, ещё до нашей поездки. Не затеять ли ещё один страсбургский, целенаправленно?

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, Ваши заметки об Александре Сергеевиче надо рекомендовать учителям литературы с пометкой "для нескучных уроков". Вот так внимательно читать тексты - этому надо учиться и учить других.

    Зарянка.

    ОтветитьУдалить
  6. Света, это мысль! Если бы ещё сей труд одобрило наше министерство образования и пустило его к детям, и дети стали бы читать Пушкина, у меня появилось бы ощущение, что я сделала в своей жизни что-то большое и полезное.

    ОтветитьУдалить
  7. С Министерством сложно договориться. А вот учителям такие подсказки по творчеству Пушкина точно пригодились бы. Можно попробовать заинтересовать издателей.

    ОтветитьУдалить
  8. Для книги ещё материала маловато, мне кажется. Буду думать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Издателям можно предложить саму идею и план будущей книги.
      И Год литературы - есть надежда.
      Я на Ваш блог поставила ссылки в своей маленькой заметке.

      http://zarjanka.blog.ru/216568611.html?attempt=1

      Удалить
  9. Когда я заканчивала школу, литературу устно сдавали все, по билетам. И был вопрос "Роман "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни". Отвечая. на него, конечно, надо было сыпать цитатами. Но почему-то я ничего, кроме "Страсбурга пирог нетленный" процитировать не смогла, чем озадачила экзаменационную комиссию. В целом ответ был неплохое, но без цитат "пять" ставить нельзя. В итоге решили, что цитаты про пирог достаточно.

    А чего там в нём, в этом пироге, никогда не задумывалась, и почему нетленный... Было интересно у Вас прочитать. Но пробовать не захотелось - просто пирог с печенью...

    ОтветитьУдалить
  10. Я бы даже сказала, очень сложный пирог с печенью. Затеяла я его только из большого уважения к Александру Сергеевичу.
    А цитаты - да, без них не обходился ни один экзамен, ни одно сочинение. Говорим "цитирующий", подразумеваем "знающий". Думаю, ничего особенно не изменилось с тех пор. У дочки в школе по литературе всё то же - образ Печорина, монолог Чацкого, птица тройка наизусть. Ну, и письмо Татьяны девочки, письмо Онегина мальчики - обязательно.

    ОтветитьУдалить