Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 2 апреля 2020 г.

Тугое слово скиталось

   Игра совсем простая, но дала ощущение, что я не бездействую. Чувство сделанного и полезного. Я бы даже сказала, глубокое удовлетворение.
   После слов "давай делать новую игру" Игорян воспрянул, а после слов "русский язык" сник. Может, лучше про скелетов? Или про первобытных людей?
   Нет, именно про русский язык. Онлайн онлайном, а вот тебе белый картон, ножницы и линейка. Их в нашей жизни никто ещё не отменял.
   Из одного картонного листа формата А4 вышло 18 карточек размером 3 на 10 см. Кстати, как их можно быстро посчитать? Умножить 9 на 2, равно 18; от математики Игоряна не корчило никогда. А сколько ты сделаешь разрезов, чтобы получить 9 карточек?
   Так, за разговорами, мы расчертили и разрезали три листа. Три кучки по 18 карточек в каждой. Первая будет существительные, вторая прилагательные, а третья глаголы. Память напрягать особенно не пришлось, вспоминая, кто из них есть кто, но лишний раз не повредит.
С белой стороны мы обозначили карточки: С - красные, П - зелёные, Г - синие.
  - Чтобы не писать полностью длинные слова, - сказал Игорян, - используем начальные буквы, так проще.
   Теперь осталось главное - заполнить обратную сторону карточек. Существительные, 18 штук, Игорян написал бодро. Мужского, женского и среднего рода. С прилагательными и глаголами заковыристее. Ты же помнишь, что они изменяются по родам? Помнишь? Значит, пишем сразу три варианта, чтобы потом можно было выбрать и подставить нужный: красный-красная-красное; читал-читала-читало...
   Игорян пыхтел, ложился на спину и смотрел в потолок, спрашивал, как пишется "жужжал". Пиши, Игорян, пиши от руки. А я взяла на себя прилагательные.
   Готово! Можно играть.
Мы разложили три стопки карточек рубашкой вверх: прилагательные-существительные-глаголы. Берём по одной, переворачиваем. Читаем, что получилось.
Пухлый медведь прятался.
   Стоная и плача от хохота, Игорян повалился на пол.
Ушастая краска прыгала.
Пиратская пчела сморщилась.
Бледная шляпа зевала.
Яростный пылесос мычал.
   Иногда выходило лирически, задумчиво:
Лунное облако отражало.
   А то и вовсе философски:
Тугое слово скиталось.
   А можно ведь ещё придумывать истории: от кого прятался пухлый медведь? что отражало лунное облако?
   На все эти вопросы ещё предстоит ответить. И на многие другие тоже.

6 комментариев:

  1. Гениально!😂 Мы играли так, перекидывая быстро мяч.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что сейчас откроются в нас такие бездны креативности, о каких не подозревали. Мяч новой формы изобретём!

      Удалить
  2. Какие молодцы!)
    Непременно надо взять на вооружение;)
    Пожалуй, и с иностранным языком можно поразвлекаться?;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Светлана, ещё как можно! Меня тоже иностранный беспокоит. Раньше было четыре часа в неделю, теперь остались полчаса онлайн. Пора брать ситуацию в свои руки.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина! Спасибо, что напомнили эту игру! Мы в нее в школе часто играли. Карточки не писали, а просто каждый из игроков брал по тетрадному листку. Кто-то говорил: "Какой (или какая, какое)?" и все писали вверху своего листка прилагательное, а затем бумажку сворачивали полосочкой так, чтобы слово не было видно. Потом участники обменивались листками. Далее действовали по тому же принципу, отвечая на вопросы: "Кто (или что)", потом "Как?", потом "Что делает?" и т.д. Предложения иногда получались достаточно большие, на весь листок, если расширялись за счет использования дополнений, определений, обстоятельств и однородных членов. Это было очень смешно и вариантов неограниченное количество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Да, помню, была такая игра! Мы и в школе играли в неё на переменах,и в пионерском лагере после отбоя. Смеялись так, что разъярённая воспитательница врывалась в спальню каждые десять минут, грозя страшными карами. У нас было много игр, связанных со словами: "виселица", города, "вы поедете на бал?", "я знаю пять имён мальчиков"... Все они очень простые, но стоят многих томов по раннему развитию. Мы с Игоряном уже несколько лет играем на прогулке в слова, в перевёрнутые слова. А ещё он сам придумал игру под названием "короли": нужно выбрать себе короля (железного, зелёного, сладкого и т.п.) и рассказывать, как он развивает своё королевство: железный производит поезда и самолёты,зелёный посадил лес, сладкий построил фабрику мороженого. Если чего-то в хозяйстве не хватает, короли могут меняться с соседями: у деревянного короля брать брёвна и доски, у холодного - снег... Иногда у меня такие чакры открываются экономические, что сама удивляюсь.

      Удалить