Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 12 июня 2017 г.

Ходишь этаким чёртом без валенок...


И такое тоже лето
   Захотелось нам с подругой Ирой услышать чтение рассказов любимого М. М. Зощенко на летней веранде академического театра "Красный факел". И веранда там действительно летняя, хотя никакого лета у нас в городе на самом деле нет.
   На самом деле по всей нашей необъятной стране бродит, как призрак коммунизма, большой холодный ураган, посещает все регионы и автономные округи по очереди, и довольно безжалостно. Ночью накануне Зощенко Апокалипсис случился у нас - весь мир вокруг выл, ревел, грохотал, сверкал, обливался ледяными дождевыми слезами, крушил деревья. Прямо выходишь утром на улицу - а там дерево лежит. И это еще Апокалипсис без града, а кое-где, в не очень отдалённых районах, был град. Вот такой! Нет. ВОТ ТАКОЙ град был.
   Хорошо, что я ещё не успела убрать тёплые вещи в самый дальний шкаф. В чём бы я тогда пошла на летнюю веранду слушать рассказы Зощенко?
   Вот взяли мы чайник с чаем. Вот принесли десерт с лежащей наверху вишней. А второй десерт был - пирожное с жидкой шоколадной начинкой. Вот стало теплее. На свободное место за тем же столиком сел вдумчивый двухметровый слушатель. Он быстро выпил бокал красного вина. Но разве согреешь такие габариты бокалом вина? Нужно ведь учитывать индивидуальные особенности.
   Очень скоро перед нашим соседом возник графинчик с водкой и салат - по виду "Цезарь". Пока длился первый рассказ, графинчик опустел приблизительно наполовину. Вилка постукивала о тарелку очень деликатно, не нарушала атмосферу спектакля. Культурного человека видно сразу.
   Первый рассказ назывался "Коза". Какой-то совсем не известный мне Зощенко. История маленького человека Забежкина, который задумал жениться на большой женщине с козой Домне Павловне. Домна Павловна поверила было в любовь, но оказалось, что Забежкина привлекала исключительно коза - как элемент крепкого хозяйства. И когда всё открылось, Домна Павловна очень обиделась, да и коза-то оказалась вовсе не её. В общем, не сложилось у них. Грустная история, как и многое в этом мире.
   В антракте вышли мы на улицу. А когда вернулись, наш сосед, сверкая изрядно подобревшим лицом, объявил:
 - Мы ведь с вами уже не первый раз здесь встречаемся!
В самом деле? Я что-то не припоминаю. Я бы запомнила такую фактуру, увидев её лишь раз даже мельком триста лет тому назад.
 - Мы встречались с вами перед антрактом! - объяснил наш сосед. - Ну, за встречу!
Ну ладно. За встречу так за встречу. Мы попросили долить кипятку в чайник. В графине оставалось ещё довольно много водки, а на тарелке - довольно много "Цезаря".
   Мы стали слушать второй рассказ - "Чёрная магия". Ещё более неизвестный Зощенко. Ещё более не сатирик. Печаль неумолимо нарастала, а вечер на окном усиливался.
   Для того, чтобы вернуть расположение мужа, старуха-знахарка посоветовала одной бабе сварить в котле чёрного кота.
"Изловчилась как-то баба, ухватила его за шкирку, плюхнула в котёл и крышкой скорей прикрыла.
Прикрыла она крышкой и слышит: бьётся кошка в котле это ужасно как, даже крышка чугунная вздымается. Налегла баба грудью на котёл, а сама от страха сомлела вся, и вот-вот, видит, силушки удержать не хватит. А в котле повертелось, повертелось и заглохло.
Подложила баба дров побольше, отошла от печки и на лавку села. Ждёт. И вот слышит, будто вода ключом кипит. Посмотрела: да, крышка вздымается и ходуном ходит.
"Ну, - думает баба, - сейчас конец." 
Подбежала она к котлу, только приподняла крышку, как в лицо ей бросится кот или что-то такое другое. Всплеснула баба руками и на пол рухнула."
   Насовсем рухнула на пол баба, умерла от страха. И я должна вам сказать,что это полный ужас. Окончательный. Наш сосед попросил добавить водки в графинчик. А "Цезарь" ещё держался.
   Во втором антракте мы говорили о театре. Не чужие люди как-никак, уже вместе два рассказа Зощенко прожили. Наш сосед показал фотографию в телефоне: он стоит, а рядом актёр стоит, который нам сегодня читает. А мы-то думали, что он просто так, а он вон что!
   Третья часть состояла из рассказов смешных и знакомых - "Собачий нюх", про драку в коммунальной квартире. И все быстро забыли, как сгинул ни в чём не повинный кот, как не нашёл своего счастья маленький человек Забежкин. Рассказ "Бочка" начинался так:"А хорошо, товарищи, летом! Солнце пекёт. Жарынь. А ты ходишь этаким чёртом без валенок, в одних портках, и дышишь."
   Так и надо: смеяться. Хоть напоследок, но всё равно - смеяться. Даже если от лета осталась одна веранда.
   Покончив с водкой, наш сосед выпил ещё напоследок красного вина. Он был под надёжной охраной своих габаритов. Настолько, что даже хотел добавиться в друзья. Но кто же так добавляется в друзья? После трёх порций Зощенко, после добавочного графинчика и несокрушимого "Цезаря"? И время уже одиннадцать без четверти. До свиданья.
 - Приятного вечера! - ясно и бархатно сказал наш сосед. И тут же поправился. - Приятной ночи!
   Ночь и в самом деле была довольно приятная - без урагана, без грохота падающих деревьев. Но лета нет как нет. Вот и ходим этаким чёртом без валенок.


2 комментария:

  1. Ну вот и до нас жарынь дошла, и мысль о валенках вселяет ужас)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я тоже уже посмеялась на эту тему: сходила в театр по летнему морозу, а ровно через неделю - снова в театр, но только по жаре несусветной. Неистовый и родной резко континентальный...

      Удалить