Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 4 марта 2016 г.

Съёмная грамотность

Новая мысль
   Мои старые добрые знакомые Денис и Вероника учатся в пятом классе. Нормальные такие пятиклассники. С телефоном в руке, со стеной вКонтакте. С репостами на стене:
                          Мне перья дёргали из крыл... А я - летала!
                          Пытались воздух перекрыть... А я - дышала!
                          Меня пугали: не люби... А я - любила!
                          Пытались памяти лишить... Я - не забыла!
   Иногда вешают на стену своё, собственное: "Это писал Денис с моего окаунта." Тут же в помощь одноклассникам "Слова для баллов: тректриса - тащить; точка - абстрактный объект; ирацеональное число - вещественное число." (Боги, боги мои! Какое счастье, что мой собственный пятый класс далеко позади. Что не было в нём слов для баллов, индукции и трисекции). Далее следует "Расписание на завтро". Опять "Слова для баллов: скаляр - статичный; радикал - корень; синус - изгиб..." Нет, не хочу в пятый класс, ни за что на свете!
   А однажды Вероника написала отзыв на что-то моё: "Мне понравелосо". Комплимент 21 века. Можно прямо сейчас запаивать в капсулу, замуровывать в каком-нибудь сильном месте. И надпись написать: "Школьникам будущего. Здесь были мы."
   Поп убил свою собаку. Мы - орфографию и синтаксис. За что? Они тоже кусок мяса без спроса съели?
   Но у моих старых добрых знакомых Дениса и Вероники в школе очень приличные оценки по русскому языку. А мама Дениса - моя подруга с детства. "Как это возможно? - спросила я у неё однажды. - Как это получается? Как это совместимо - ирацеональное завтро и "пятёрка" в четверти?"
   "Очень просто, - и глазом не моргнула подруга. - В тетради они пишут без ошибок и все правила знают наизусть. А в телефонах и соцсетях зона, свободная от школ. Там можно не задумываться."
   Вот у них теперь, значит, как. Мне вспомнился эпизод из фильма про Петрова и Васечкина. Влюблённый Петров пишет записку красавице Маше Старцевой: "Люби миня как я тибя..." Недрогнувшей рукой берёт строгая отличница красный карандаш, исправляет все ошибки и решительно возвращает послание туда, откуда оно пришло: мол, сначала писать научись, а потом уже в друзья добавляйся. Петров сконфужен.
   А теперь всё не так. Грамотность можно сбросить после школы, как рюкзак, как кроссовки. Завалиться на диван, чувствуя свободу, и продолжить общение на форуме.
   Съёмная грамотность. Она не прививается и не прирастает. Она сама по себе. Гаджет, который можно отключить,  если не нужен.
   Конечно, есть разница. Или ты сидишь, прислушиваясь к буре за окном. И в сердце буря, и столько всего рвётся наружу сказать. А лист под рукой белый, таинственный, бездонный. И вот, наконец, медленно обмакиваешь перо в чернила, выводишь: "Я к вам пишу..." Нет, не то! "Приветствую тебя, дорогой Женя!" Опять не то. "Здравствуйте, Евгений!" Не то, не то, не то! Новый лист: "...стыдом и страхом замираю, но мне порукой ваша честь... под скрипок переливы, под завыванье вьюги условимся друг друга любить что было сил..."
   И - совсем другое - торопливая переписка во время урока геометрии. Какие тут могут быть условности, какие запятые? Диктант ведь не сейчас, а на следующем уроке будет. Сказать, сказать, успеть всё сказать, первым задать главный личный вопрос: "Какого цвета твоя зубная щётка? Давай 10 фактов о себе!"
   В грамотности есть что-то архаичное, немодное, трудно объяснимое. Как будто разговаривают два старинных офицера - пленный и победитель. "Вашего слова будет вполне достаточно." "Даю честное слово!" И гуляет вечером по городу без охраны, и руки не связаны, беги на все четыре стороны, никто не держит.
   Можно, конечно, и убежать. Но кто ты будешь после этого? Не перед Богом, царём и Отечеством, а перед самим собой.
   Это как раз и навсегда данное честное слово - имена собственные пишутся с большой буквы, обращение выделяется запятыми, словарные слова нужно запомнить. Всегда. Ведь балерина держит осанку не только на людях.
   "Как тебе не стыдно! - говорили наши учителя. - В пятом классе писать "смеёца" и проверять "солому" словом "сало".
   А сейчас так нельзя говорить. Чувства стыда и вины деструктивны, чреваты нехорошим синдромом и психосоматикой. Да чего тут стыдиться, в самом деле! Чего тут стыдиться гармонично развитой личности? За четверть - "пятёрка", балл за итоговые тесты проходной. Чего же боле?
   Почему же тогда так стыдно мне? Ведь человеку понравелосо. Ирацеональное чувство. Подумаю об этом завтро.


Комментариев нет:

Отправить комментарий