Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 29 мая 2017 г.

"Полосатый рельс"

   Однажды я пообещала Игоряну весёлый фильм про тигров и львов. Потом забыла, а он запомнил.
 - Когда мы будем смотреть "Полосатый рельс"?
 - Не "Полосатый рельс", а "Полосатый рейс".
 - Я и говорю - "Полосатый рельс".
Вот сели смотреть. Там много привлекательных сцен для мальчика: корабль в необъятном море, обезьяна с огнетушителем, вертолёт и пистолет, а между ними - дрессировщик Чоколади.
Но вопросы Игорян стал задавать совсем в другом месте.
   Утомлённая тигриными плаваниями и баталиями товарищ буфетчица, имитируя обморок, падает на грудь товарища старпома.
 - Зачем она упала?
 - Притворилась, что ей плохо.
 - Зачем?
 - Хочет, чтобы Олег Петрович нёс её на руках.
Олег Петрович на экране действительно взял и понёс.
 - А зачем она хочет на руках?
 - Любит Олега Петровича.
 - Почему любит? Зачем?
Вот это вопрос! Нипочему и низачем. Я не знаю другого ответа.
Олег Петрович на экране нёс и нёс товарища буфетчицу.
 - А ему не тяжело?
 - Даже если и тяжело, он об этом никогда не скажет.
Но вообще-то было заметно, что Олегу Петровичу тяжело. Он, конечно, мужчина фактурный, спору нет, но и у Марианны фигура, по тем временам, социально значимая.
 - Почему не скажет, что тяжело?
 - Потому что он мужчина.
Мне тоже было лет 6 или 7, когда я впервые смотрела "Полосатый рейс" на большом экране. Очень синее море и небо, очень полосатые тигры. Те шестидесятые были ещё не так далеки от моих восьмидесятых, но в них отчётливо проступал другой мир - с другими лицами, другим светом, другим фотоаппаратом на пляже.
   Я тогда не любила буфетчицу Марианну за то, что она пугала меня ужасными чёрными когтистыми руками, отпечатками звериных следов в ночи. Я не любила Марианну, потому что любила Олега Петровича. Какой он мужественный и строгий, какой остроумный: "Товарищ буфетчица, потрудитесь принять вертикальное положение!" Какой смелый! "Иду на помощь!" - и вот уже катается по палубе в объятиях разъярённого тигра.
...Олег Петрович нёс Марианну из последних сил. Но вот она очнулась, и мужественный старпом заблеял не своим голосом: "О! Я вижу, вам уже лучше. Может быть, вы сможете идти сами?"
   Вот так старпом! Не знает элементарных вещей: взялся нести женщину - неси; не можешь или не хочешь нести - не берись, она поймёт и простит. Только не надо блеять, пожалуйста!
Даже если ты только что дрался, сначала с тигром, а потом со львом, и ты ранен - всё равно ответ отрицательный: не надо блеять. Взялся нести женщину - неси.
   Очень понизил себя в звании товарищ старпом этой репликой. Но мой сын ничего не заметил. Там действительно были сцены более яркие, более запоминающиеся: тигру на голову упал пакет с мукой, и теперь лицо у тигра непривычное, белое; капитан полетел в трюм, и его по ошибке приняли за обезьяну; боцман щекочет псевдоукротителя Шулейкина, а тот корчится на крыше железной клетки; прорва отдыхающих на пляже спряталась в крошечный автомобиль "Москвич"; а тот, кто любовался группой в полосатых купальниках, резво прыгает через шезлонги в своих красных плавках. Это не указанный в титрах Василий Лановой. Вы видели, какой он сейчас, Василий Лановой? Стройный, как мальчик, лёгкий в свои 83 года, и по сцене бегает не хуже, чем полвека назад по пляжу.
А ещё я узнала, что имя укротителя Шулейкина - Глеб Савельевич. Надо же.
   И столько всего вокруг - яркого, быстрого, необычного. До блеющего ли старпома тут?
Так мой сын ничего, кажется, и не понял. Ну да ладно. Поймёт ещё. Жизнь у него впереди длинная и полосатая. Как рельс.

2 комментария:

  1. Я теперь этот наш с Лёвой любимый фильм ещё больше люблю, Ирина! Так согласна, что словами не получается написать, только выражение лица, энергичное кивание и поддакивание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! Невозможно не любить "Полосатый рейс" и гениального Евгения Павловича. У этого фильма целительная энергетика - сколько раз его смотрю, столько и смеюсь.

      Удалить