Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 27 апреля 2017 г.

Вернись, арифметика!

   Пользуясь огромными скидками, заказала я сыну на Лабиринте тетради по математике для дошкольников; он любит математику. Тетради соответствовали федеральному образовательному стандарту, и автор их была Л. Г. Петерсон. Краем уха я слышала, как родители младших школьников клянут и костерят её на все лады, но это же не показатель. Сейчас все всех клянут и костерят. Любопытно мне стало - что уж там такого страшного? Не может быть, чтобы я в задачках для дошкольников не разобралась.
   Но первое задание на первой странице сразу понизило мой уровень самоуверенности. А следом в тупик встало всё семейство: и технари, и гуманитарии, и промежуточные звенья.
  Совсем пропали бы, если бы не Гугл. Оказывается, нужно смотреть в предыдущих тетрадях того же автора, там даётся объяснение всем этим значкам. Я-то привыкла по старинке, что в математическом мире минус всегда минус - хоть в Африке, хоть в Антарктиде, что в любой точке земного шара метр равен ста сантиметрам.
   Но федеральный стандарт Петерсон - особая вселенная, заповедная, зашифрованная. Мир для посвящённых. Вилка в ней означает "маленький" (перечёркнутая вилка - "не маленький"), а торчащая вверх метла - "большой" (перечёркнутая метла - "небольшой"). Кроме того, "небольшой" - это не то же самое, что "маленький", а "большой" не равен "немаленькому".
   Вы ещё не утомились? Тогда вперёд, в волшебную страну Петерсон!
   Очень скоро я засомневалась: а есть ли у автора учебника математики математическое образование? Или сейчас можно прямо так?

   У меня есть старая книга писателя Крашенинникова "Восемь лет". Почему-то я вспомнила описанный в ней гимназический урок математики.
" - Повторяй за мной! - грубо говорит Чайкин. - Одна свинья. Ну?
Ученик бледнеет и молчит.
 - Повторяй, тебе говорят! - выкрикивает Фёдор Петрович. - Оглох, что ли, ну? Одна свинья...
 - Одна свинья.
 - Да одна... свиная... колбаса.
 - Да одна...свиная... колбаса.
 - Сколько будет?
Молчание. В классе - смешки учеников. Чайкин хитро посматривает на некоторых.
 - Язык, что ли проглотил? - осведомляется он. - Ну, сколько будет?
 - Складывать нельзя... разнородные, - лепечет Нордштейн.
 - То-то. Теперь ступай."
   Я в школе и так-то была не очень-то математиком. А если бы ещё пришлось приставлять яблоки к костям?
   А ведь в каждом классе обязательно найдутся математически одарённые ученики. Как же должен возмутиться встроенный в них природой аппарат гармонии, логики, точности и красоты! Ну да ничего. Повозмущается, повозмущается и замолчит. И дети покорно соотнесут круглые часы с овальной тарелкой. Сначала, конечно, с дыней попробуют, но куда тогда девать платье? В гардероб? Тогда скамейку куда? Пусть будет к часам: некто сидел на скамейке и, предвкушая свидание с милым другом, поглядывал на часы. Логично? Я ещё и не такое могу придумать.
   Не сомневайтесь: дети прибьют дощечки - и слева от яблоньки, и справа. И никто не спросит, при чём тут гусь. И гуся прибьют, если потребуется.
   С русским языком в тетради тоже творилось что-то не то.
   Я уверена, что учебник, по которому учился С. Я. Маршак, спросил бы по-другому: "Как называется шестой день недели?" "Как называется шестой месяц года?"
   Мир Петерсон населён причудливыми персонажами.
   Он существует по собственным, индивидуальным законам физики. Проследите траекторию сбежавшей от Егорки лыжи и убедитесь в этом.
   А тут я могу сказать лишь одно: очень-очень жалко маму, которая готовит обед три часа подряд. Это она с семи утра трудится не покладая рук? Или решила посвятить любимому делу весь вечер?
   Над этой задачей я бы горько рыдала в свои 6-7 лет. Терзалась бы сомнениями: ритмический узор нужно самой придумать или повторить тот, который изображён на висящих полотенцах?
   А здесь как обозначить? Закрасить квадрат полностью? Поставить в нём условный значок из предыдущей тетради? Или аккуратно вписать в пустую клеточку слово "цвет"?
   Но я думала, что математика - наука точная. Решить задачу можно разными способами, а верный ответ должен быть только один.
   Я думала, что задания для детей, ещё не твёрдо владеющих основными навыками, должны быть сформулированы прозрачно и чётко. Они должны быть понятны с первого прочтения. Как бы не так.
Какие мешки? Где мешки?
Что назвать? Стороны? Число сторон? Многоугольники?
Что значит "одень" схемы? Как? Во что?
   Что разделить на 2 части? Кого разделить? Кому нужны эти равенства?
Вот задание повышенной сложности.
   Ну, тут-то я справлюсь без труда. Я замечаю за собой в последнее время одно желание: чтобы мой сын не убил свою любовь к математике при горячей поддержке федерального государственного образовательного стандарта. Я слышала, что переработана "Арифметика" А. Пчелко и Г. Поляка 1959 года. Жаль, что её нет на Лабиринте. Я бы купила безо всяких скидок.

2 комментария:

  1. Сочувствую,Ириша.. Фамилию Петерсон до сих пор вспоминаю с содроганием.... Все 4 года в Аниной началке думала, а не отберет ли у меня кто-нибудь диплом о высшем образовании? Ведь я явно не справлялась с заданиями для школьников...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, пока для грусти нет причин, ведь это просто тетрадь для дошкольников, и мы не обязаны выполнять из неё задания, может быть, только некоторые, выборочно. Но будет печаль, если Игорян попадёт в школе в эту математическую кашу, в этот кубофутуризм, одобренный министерством образования.

      Удалить