Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 25 апреля 2017 г.

Новый Урфин Джюс

Это ещё старый Урфин
   Решила наконец сводить Игоряна в кинотеатр. Сама-то я к шести годам уже хорошо знала, что такое большой экран. Типичное воскресное утро моего дошкольного детства проходило с папой на мультсборнике. Было моему папе в ту пору 30 лет, и от этих походов он получал, кажется, не меньшее удовольствие, чем мы с братом. Билеты были синие такие, стоили 10 копеек.
   С Игоряном я решила пойти потому, что понравилось название - "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Самая наша любимая часть саги про Волшебную страну, читаная-перечитанная. А теперь студия "Мельница" предлагает объёмно и полнометражно посмотреть.
   Скажу честно: я совсем не поклонница студии "Мельница", этих бесконечных осовремененных напевов на тему русского фольклора; мне категорически не близок юмор такого сорта; я не люблю взрослые подтексты, встроенные в мультфильм для того, чтобы угодить сопровождающим детей родителям и создать иллюзию не напрасно потраченных денег.
   И всё-таки мне хотелось посмотреть на нового Урфина Джюса - уж очень ярким примером образцовой детской литературы является книга Волкова. Она в доступной, непринуждённой форме решает главную задачу: простым языком рассказывает о важнейших нравственных проблемах. О том, что сам по себе живительный порошок не хороший и не плохой - важно, в чьи руки он попадёт. Читай и думай: а как бы ты поступил на месте Урфина? Рвался бы к власти огнём и мечом или сделал бы своими умелыми руками неутомимых лесников и хлеборобов, почтальонов и учителя танцев? Читай и убеждайся в том, что зло бывает разным: не только подлым и трусоватым, но и умным, хитрым, умелым, а сила добра  не только в кулаках, но и в милосердии: поверженных дуболомов не сожгли в печке, а дали им новые, улыбающиеся лица; Урфина не отправили на рудники, а отпустили исправляться на все четыре стороны.
   Самые сильные, моментально западающие в сердце главы, рассказывают о том, как ворона Кагги-Карр отправилась в большой мир на поиски Элли, с привязанным к лапе письмом от пленённых Страшилы и Железного Дровосека. Как Элли и её дядя Чарли, ни минуты не раздумывая, бросились на помощь к друзьям, и едва не погибли в плену у чёрного камня Гингемы. В детстве я думала: почему? Почему они не повернули обратно, чтобы спастись? Ведь заколдованный камень работал только в одну сторону: туда не пускал, оттуда - пожалуйста.
   Не могли они повернуть обратно, в том-то и дело. Если тебе однажды была открыта дорога в Волшебную страну, если страна эта в беде и позвала на помощь, ты уже никогда не сможешь отступить и бросить свой Изумрудный город на произвол судьбы. Это огромный урок мужества, верности и великодушия. И какое же это пиршество для современных интерпретаторов - книги старых мастеров! Берите, пользуйтесь, учите других.
Но... Смотря в чьи руки попадёт живительный порошок.
   Когда в кинозале зажёгся свет и все девять зрителей потянулись к выходу, я попыталась представить, чему за последние полтора часа научился мой сын? повзрослел ли? поумнел? Но ничего не представлялось. Зато отчётливым было ощущение, что наших детей держат за идиотов: вы жуйте, жуйте свой попкорн, а мы вас будем смешить. Вот кто-то с лестницы упал, пересчитав все ступени - ха-ха-ха! Вот кто-то врезался в дерево и сидит с выпученными глазами - умора, не так ли?
   Я хорошо помню, как в детстве, перечитывая книги Волкова, торопливо пролистывала первые главы с кратким содержанием предыдущих серий - да ладно вам, Александр Мелентьевич, я всё это знаю, сколько можно об одном и том же? А сейчас понимаю, насколько он Трижды Премудрый писатель: читателю вдруг может попасть в руки третий том или пятый, читатель имеет право знать предысторию.
   Создатели нового "Урфина" не стали обременять себя лишней работой. Те зрители, кто первую часть не читал, как-нибудь сами догадаются, кто такая Элли, как она попала в Волшебную страну, что там с ней приключилось и чем всё дело закончилось. А если не догадаются, пускай им кто-нибудь объяснит. В любом случае, это не наше, создателей, дело.
   Собственно говоря, настоящей Элли в новом "Урфине" и не было. А была её внучка, тоже Элли, типичный подросток в подвёрнутых над щиколотками джинсах. Почему-то в один из дней ей приспичило надеть серебряные башмачки, которые бабушка много лет хранила в незапертом шкафу. Башмачки таинственно светились ("Батарейка заряжена", - сообразила Элли), и перенесли тинейджера с собакой прямиком в Волшебную страну.
   Пёсик Тотошка - главный ужас мультфильма. Во-первых, он внешне очень страшный, а во-вторых, очень глупый. Всю дорогу он мечется в кадре с лаем: "Круто! Классно! Это квест! Мы в компьютерной игре! Включи мозги! Переходим на новый уровень!" Ну очень утомил.
   Тинейджер Элли - Тотошкина сестра по разуму - тоже думает, что она к компьютерной игре. Лежа на обеденном столе людоеда,связанная по рукам и ногам, она грозно кричит: "Я скажу своей маме, и она позвонит 911!"
   Я-то думала, что дальше уже некуда портить хорошую вещь. Но, видно, нет предела антисовершенству. Да, мы прекрасно знали, читая книги Волкова, что Элли из Канзаса, но при этом она была такой близкой, такой родной, такой русской девочкой. И дядя Чарли был русским, и филин Гуамоколотокинт, и Жевуны, и Гингема с Бастиндой.
   Тинейджер Элли из нового "Урфина" была похожа на девушку из плохого американского боевика, универсального бойца без страха, упрёка и комплексов. Но для супергероини слабовата: осознав наконец, что вокруг неё не квест, а реальность, Элли быстро захотела вернуться к папе и маме, и гори синим пламенем весь этот Изумрудный город вместе со Страшилой и Дровосеком. Ваши проблемы.
   Только вот что-то серебряные башмачки не действуют, блин. Элли прорывается в темницу к Страшиле с единственной просьбой: почините башмачки, пожа-а-а-луйста, к маме хочу!" А Тотошка скачет и скачет со своим лаем: "Расслабься! Это квест! Это круто! Люблю резких парней, я сам такой!"
Переходите на другой уровень, жуйте попкорн.
   Второй по ужасу после Тотошки был в мультфильме Лев, придурковатый и трусливый. Яркое доказательство того, что Гудвин оказался не волшебником, а самозванцем. У Гудвина не получилось, несмотря на то что он верил в себя.
   С добрым, смелым, самоотверженным, мастеровитым дядюшкой Чарли создатели нового "Урфина" предпочли не связываться - очень сложный персонаж. Но, к сожалению, Урфина Джюса вырезать из сценария было невозможно. Из мрачного, умного, харизматичного нелюдима он превратился в обиженного на весь мир индивида, которому деревянный клоун подсказывает: сделай солдат, отомсти всем; а медведь Топотун оберегает ранимого хозяина, вытирает ему со лба трудовой пот, носит его на лапах.
   Филина Гуамоко в мультфильме нет, а вместо мудрой Кагги-Карр в кадре периодически возникает безымянная суетливая ворона и каркает что-то своё. Трудно поверить, что именно это никчёмное существо посоветовало когда-то Страшиле обзавестись мозгами. Откуда вообще это пернатое недоразумение знает слово "мозги"?
   "Куда делся Урфин?" - спросил у меня Игорян в самом конце. Не знаю, я тоже не поняла. Куда-то делся. Но было уже всё равно, настолько утомил бредовый финал - какой-то одноглазый робот, какая-то ожившая клетка с пылающим изумрудом во лбу. "Что здесь делает этот циклоп?" - недоумевал Игорян. Наверное, так заказчик велел: в сценарии должно быть не менее одного монстра. И чтобы потом разлетелся в прах.
   Но несмотря на монстра вопрос так и остался открытым: с Урфином-то что? зачем? почему? что хотел сказать автор?
   На следующий день после нового "Урфина" сын попросил поставить ему старого "Волшебника Изумрудного города", того самого, где "Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной". Наверное, решил перезагрузиться. 
 
Рисунок А. Шурица


2 комментария:

  1. Да уж... Судя по описанию - жуть какая-то!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не то чтобы жуть... Яркая, современная, пустая картинка. Деньги и время тратить не стоит.

      Удалить