Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 20 января 2017 г.

"Роман в письмах"

   Я нашла милый русский фильм. Учитывая быстроту моей реакции, совсем новый - 2011 года. Очень сказочный, с эпическим делением героев на хороших и плохих. С обязательной злой ведьмой, которая переоденется, притворится, сорвёт кожу с лица красавицы, к своему приставит, убедит добра молодца, что она и есть его настоящая невеста.
Но чудовищный обман откроется, потому что Иванушка, как водится, не совсем дурак.
   Всё это нам давно известно. Ещё Эдмон Ростан рассказывал, как случается порой в любовном треугольнике: страдающий поэт добровольно даёт свои стихи сопернику, чтобы тот имел возможность произвести впечатление на объект нежных чувств. Эта тема была потом блестяще обыграна в фильме "Когда я стану великаном".
   Мы знаем и про то, как девушка из глубинки, опоздав к началу вступительных экзаменов, не попадает в институт своей мечты, но всё же пробивается к строгому профессору. И он делает для неё исключение, потому что видит: талант настоящий. Он прямо так и говорит: Фрося Бурлакова.
   И вдобавок ко всему - мужчина, который мечтает быть рядом. Добрый, заботливый, понимающий; за ним будешь как за каменной стеной, и мама очень советует (фильм "Зимняя вишня" - типичная классика жанра), но "Я люблю другого" - и всё тут!
   А потом - зов сердца, мистическое озарение, стремительный бег, долгожданная встреча в единственно возможной точке земного шара. Совершенно такой. Старый добрый Александр Степанович Грин.
   И всё это есть "Роман в письмах".
   Какие-то умельцы с ютуба, в борьбе за просмотры, приклеили к нему своё, чудовищное название - "Бизнесмен влюбился в простушку", и своего миллиона зрителей добились. В то время как под настоящим, родным именем фильм не получил такого высокого рейтинга, потому что бизнесмен там мелькает на втором плане и в любви не участвует, а вместо обещанной простушки - девушка, которая приехала из провинции поступать в Литературный институт. Она мечтает стать поэтом (хотя на самом деле и так уже вполне поэт). Такими героинями только зрителей отпугивать.
   Московский таксист так прямо ей и говорит: "Странная ты девушка, поступала бы лучше в Плехановский на экономику, там такие деньжищи!" Ведма-соперница швыряет на пол её черновики: "Припадочная! Ты думаешь, эти твои писульки что-нибудь значат?"
   Но поэт-Таня и сама всё понимает про себя и про свой институт: "Сюда поступают только ненормальные."
   Да, только ненормальные. Потому что в нашей культуре, в нашем обществе сочинительство стихов не считается серьёзным делом, значительным трудом, уважаемой работой.
 - Ну, а ты чем занимаешься?
 - Стихи пишу.
 - Я имею в виду - работаешь-то кем?
В столице много было Пушкиных - со званиями, с чинами и состояниями. И Александр Сергеевич очень стеснялся, когда слуги выкликали его карету к театральному подъезду:
 - Господина Пушкина, сочинителя!
   Александр Сергеевич не мог знать, что именно его время пропустит сквозь своё беспристрастное сито, а все прочие Пушкины - обрегаленные, важные - канут в забвении.
   Каждый, кто выбирает судьбу ненормального, хоть немного, но думает о вечности. При этом долго и упорно доказывает самому себе, что он имеет право на существование здесь и сейчас. На свою собственную карету, на редкостные заветные слова: "Я тебя чувствую."
   Вот приблизительно об этом весь "Роман в письмах". Очень украшают его подлинные стихи, автора которых я немедленно отыскала в интернете. Им оказался мужчина - Кирилл Олюшкин.
                       Шёл будний день. У кассы на вокзале
                       Шёл спор о чем-то. Мы лицом к лицу
                       Молчали. А в вокзальном кинозале
                       Шёл старый фильм, - и дело шло к концу.
                       Шёл скорый поезд до одной из станций.
                       Шёл дождь. И под зонтами люди шли.
                       И двое шли - и не могли расстаться…
                       Хотя остаться тоже не могли.
   А потом добро победило зло. И только жаль было третьего - доброго и любящего, за которым как за каменной стеной. Которого очень советовала мудрая мама.


4 комментария:

  1. Ира, я нашла этот фильм! Надо посмотреть, чтобы сказать что-то толковое)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я думаю, что для субботнего вечера просто отличный вариант! Сказочно-незамысловатый, лёгкий. И стихам я очень обрадовалась, в современном кинематографе их нечасто встретишь.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Мне, наоборот, фильм показался довольно незамысловатым. Печально, что финал получился не до конца счастливым, потому что тот, кто больше всего заслуживал счастья, остался ни с чем. Но в жизни никакой справедливости и нет. С другой стороны, может, и с лучшему, что так сложилось: жить с поэтами под одной крышей не всегда легко, иногда их лучше любить на расстоянии.

      Удалить