Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 18 августа 2016 г.

Не очень-то ягоды

Кислые до глубины души
   Они созревали позже остальных и в моей картине мира считались не очень-то ягодами, несмотря на то, что признанная кладезь витаминов.
   Мне в детстве приходилось собирать довольно много разнообразных и настоящих - на даче и в полях. Смородина чёрная, красная и белая, малина, маленькая и очень ароматная клубника... Потом перебирать все эти тонны, уничтожая ногти прямо на корню.
   Те ягоды были вкусны сами по себе, без предварительной обработки. Поэтому русский барин не зря опасался, а Пушкин потом воспел:
                          В саду служанки на грядах
                          Сбирали ягоду в кустах
                          И хором по наказу пели
                          (Наказ, основанный на том,
                          Чтоб барской ягоды тайком
                          Уста лукавые не съели
                          И пеньем были заняты:
                          Затея сельской остроты!)
   Наивный русский барин! Служанки-то его тоже были девушки русские, сговорились небось: все поют, одна в это время битком набивает лукавые уста дарами природы, и так по очереди. Кто там будет прислушиваться, скрупулёзно подсчитывать голоса? Русская же усадьба.
   К счастью, мы собирали смородину с клубникой уже после отмены крепостного права, поэтому никто особенно не пел, все были сосредоточены на процессе: одну ягодку беру, вторую и третью ем, пока четвёртая мерещится.
   Но с теми, которые были не очень-то ягодами, этот номер не проходил. Их нельзя было есть просто так.
   Осенью яростно созревала калина. Краснела неистово и горько. Как еда совсем не прельщала. Но в один из сентябрьских (или солнечных октябрьских) дней мой папа непременно садился в машину и ехал в родную деревню. А там уже вовсю ждали заветные места, тайные тропы, самые урожайные кусты.
   Привозил папа ведра приблизительно два, и дальше опять занимался лично: часть превращал в сок (густой, терпкий, сладкий и горький одновременно, чрезвычайно витаминный; его было очень приятно пить из маленьких стаканчиков синего стекла неторопливыми глотками).
   Оставшуюся часть папа по какому-то своему особому рецепту парил в духовке. Возвращаясь в субботу из школы, едва открыв дверь подъезда, я уже знала точно: это у нас, это мой папа парит калину. Я поднималась по лестнице на третий этаж, и запах всё усиливался, достигая неимоверной концентрации на лестничной площадке. А мне-то нужно было ещё зайти в квартиру.
   Готовая пареная калина пахла исключительно смертоносно, цвет имела бурый, а пользу необычайную. Но я так и не решилась её попробовать, пусть даже с сахаром. Все ягоды как ягоды - имели аромат и пенку от варенья, но калина при термической обработке... Не зря в моей картине мира она считалась не то чтобы совсем ягодой.
   Чуть раньше калины, но не менее яростно, созревала облепиха. Пламенела неистово и кисло. Собирать её было сущим наказанием - оранжевый сок медленно разъедал пальцы, а затем они покрывались мелко-коричневыми ягодными пятнышками. Но урожай на ветках словно и не убывал - хоть в две руки его собирай, хоть помогай ногами.
   Когда я стала студенткой, обычай отправлять первокурсников на сельхозработы (там и познакомятся, и подружатся, и староста группы обозначится сам собой) внезапно отменили, чему я была очень рада. Но, как оказалось, такое счастье постигло не всех.
   Моя одноклассница, успешно выдержав непростые экзамены в медицинский институт, вместе с другими зачисленными счастливчиками, прямо в сентябре была брошена на облепиху - ведь будущим докторам не помешают крепкие нервы, гибкие пальцы, умение безошибочно ориентироваться во всех оттенках кислого.
   Сейчас я вспоминаю те рассказы о бесконечных вёдрах, о ежедневных нормах, о рабочих тельняшках, стоящих колом от ярко-оранжевого сока и снова думаю о крепостном праве. И глаза бы мои на ту не очень-то ягоду не глядели. До тех пор, пока не засветится в банке весёлым рыжим компотом. И я, не очень любя жидкую его часть, наловлю себе большой дырчатой ложкой большую чашку до краёв. Наловлю мягких и косточковых одновременно. Немножко не ягод, немножко лукавых, полезных чрезвычайно.


8 комментариев:

  1. Ира, читаю о ягодах и...зазвучала песня в голове:"Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду я одна..." Знаешь, как захотелось попробовать пареной калины!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, у меня тоже крутилось, когда писала, где-то один раз услышанное и очень приставучее: "Ой калина, ой малина, горькая черёмуха и горькая рябина." Жаль только, что автор этого шедевра неважно владеет предметом. Черёмуха никакая не горькая, а очень даже вкусная, пироги с ней - просто объедение.
      Пареная калина на самом деле очень хорошая вещь - особенно для гипертоников, для тех, кто часто простужается. Но такой у неё специфический запах! Я бы калинового сока с удовольствием сейчас выпила стаканчик...

      Удалить
    2. Ой, лекарство для меня-махровый гипертоник, к сожалению(

      Удалить
  2. К нам сегодня с утрица заезжал друг из Центрального.Привез нам гостиниц ведро кедровых орех и ведро крупных шишек. Ходили они с Тамарой за таежной кислецей. Ягодные кусты огромные мигом набрали два ведра,, кисточки до 10 см с крупной ягодой.А мне сейчас предстоит собирать ягоды облепихи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слава друзьям из Центрального! Прямо полное изобилие. Хорошо в августе.

      Удалить
  3. После той, колом стоящей, тельняшки, до сих пор радуюсь неурожаю облепихи на даче))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кого я вижу! Ольга Эдуардовна, ты ли это? Прямо сердце захолонуло.

      Удалить
  4. Это я во всей красе! Рада встрече!

    ОтветитьУдалить