Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 18 ноября 2015 г.

Один серый, другой белый

Эвелина Васильева. Гэндальф
Два Гэндальфа
   Ужасный Барлог сделал напоследок своё самое чёрное дело: зацепил огненным хлыстом волшебника, и тот висел ещё какое-то время над пропастью, судорожно хвататаясь за обломки моста. Оцепенелые Хранители стояли молча.
   "Бегите!" - из последних сил, но властно и твёрдо проговорил Гэндальф. И полетел в огненную бездну - туда, где минуту назад сгинул Враг.
 - Как?! - горестно вскричал Игорян. - А почему? Не надо, чтобы Гэндальф умер!
Игорян вцепился изо всех сил в маленького лего-человечка, облачённого в тёмно-зелёную широкополую островерхую шляпу, с магическими жезлами в обеих руках. До этого мгновения человечек сидел на подлокотнике кресла и тоже внимательно слушал.
 - Не надо, чтобы Гэндальф умер!
Самой жалко. Очень яркая картинка перед моими глазами: огонь, чёрное, развевающиеся седые волосы. Глаза, которые всё видели и всё знают.
 - Бегите!
Но мне всё равно легче. Я знаю историю. А вот у Игоряна плечи совсем поникли. Поэтому я забежала вперёд, хоть так и не нужно делать, это не по правилам. Кроме особых случаев.
 - Гэндальф ещё вернётся, - сказала я сыну. - Только он будет уже не Серый, а Белый. Он станет ещё сильнее, чтобы ещё лучше бороться с Тьмой.
 - Один Серый, другой Белый! - обрадовался Игорян. - Как жили у бабуси два весёлых гуся!
 - Да нет, Гэндальф остался один, как и был. Просто переродился. Из Серого в Белого.
 - Лучше бы два было Гэндальфа, - ответил Игорян.
   Вот так мы не спеша - по главе, по полглавы в день - читаем историю Кольца. Прочитать впервые или перечитать в очередной раз - это отличный способ повысить свой уровень, переродиться в более сильного.
   Текст - это Белый маг. Он мудрее и долговечнее. У него больше шансов противостоять Злу.
Фильм - тоже маг, но Серый. Он более беззащитен перед силами Тьмы. И главное лиходейство, главный соблазн состоит вот в чём: можно просто посмотреть картинку, и ты уже будто бы всё знаешь. Можно не учить заклинания по старинным книгам.
   Я с большим удовольствием посмотрела когда-то фильм про Кольцо. Пришлось выстоять немаленькую очередь за билетами в кинотеатр. И до сих пор с удовольствием пересматриваю (обычно на новогодних каникулах).
   Ну, правда ведь хорошо! Эти сумасшедше прекрасные пейзажи, эти батальные сцены, красивые лица, мужественные герои, все самые лучшие чувства, все самые худшие чувства... Фродо, с коммерчески грамотно подобранной внешностью - чтобы смотреть было приятно. В действительности младший Бэггинс выглядел куда менее романтично - потолще, постарше, порыжее. И про бездонные выразительные глаза в книге нет и намёка.
   Как бы ни был хорош фильм, он должен в первую очередь окупиться и оправдать ожидания его создателей. А старая книга никому ничего не должна.
   Они напоминают мне чёрно-белые фотографии, эти старые книги. Сколько сил нужно потратить, сколько химикатов по ванночкам разлить, прежде чем явится изображение. И дверь нельзя открыть раньше времени, иначе всё пропало. Чёрно-белое фото не так доступно, поэтому и Сумрака в нём гораздо меньше.
   Современное кино - это цифровое фото. Нажал на кнопку - готова картинка. Здесь тоже искусство, особенно если человек видит, если ему дано знать секреты света и тени, переднего плана и горизонта. Если человек рядом с красотой.
   Больше простора для творчества, но и лиходейства хватает: не успел ребёнок родиться -  в интернет его, на всеобщее обозрение; заболел ветрянкой - снова в интернет, отзывы собирать.
   Градусник сфотографировать с высокой температурой, чтобы сначала социальная сеть откликнулась: выздоравливайте поскорее! И уже потом, когда одобрение френдленты получено, можно и чай заварить с малиной, и книжку почитать, и доктора пригласить.
   А если ребёнок впервые пришёл с мамой на красивую детскую площадку, его нипочём не пустят сразу на горки и качели  - сфотографироваться сперва! Погоди, свечи на торте пока не задувай и торт не трогай, сначала сфотографируем! Давайте скорее, дубль два: поздравляем с днём рожденья!
   А ещё взрослые очень любят: давайте все вместе сфотографируемся на фоне красивого стола. И если ты не хочешь с бутербродами и салатами, уговаривают: "Давай, за компанию же!" Ловят по всему дому детей, заключают вырывающегося в крепкие объятия: "Туда смотри! Улыбайся!"
   Можно вообще по частям фотографироваться: например, грудь. Или глаз. Кто-нибудь обязательно подпишется на грудь или глаз. Будет следить, как грудь и глаз обновляются, ставить лайки. Пузырь из жвачки можно сфотографировать, на него тоже подпишутся.
   А вот живой совет из интернета. Если у ребёнка насморк, закапайте ему в нос сок живого дерева. Потом берите камеру и снимайте, как смешно и долго ребёнок будет чихать.
Да-да. И на ютуб не забудьте выложить. Может быть, если повезёт, денег заработаете на ребёнковом насморке.
Игра с человеком, игра в человеческое. Весёлые гуси. Отрицательное перерождение.
   Может быть, поэтому человечество всё больше теряет способность противостоять Злу?
И народная мудрость - как маленький, шаткий, но всё-таки мост над бездной: у обратной стороны тоже есть обратная сторона.

2 комментария:

  1. Как здорово! Игорян молодец большой.
    Абсолютно согласна, что книга - Гэндальф Белый, а фильм - серый.
    Я экранизацию решилась посмотреть только лет через 5 после ее выхода... Конечно, с книгой не сравнить, но в целом Питер Джексон и его команда постаралась. А новзеландские пейзажи и впрямь хороши, вот они на 100% как будто сошли со страниц любимой книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ещё читала, что Кристофер Ли, который сыграл Сарумана ( а на самом деле хотел быть Гэндальфом) - единственный из всей съёмочной группы, кто лично был знаком с Толкином. Он дал много ценных советов по воссозданию его мира. И действительно, получилось отлично. Операторская работа - выше всяких похвал.
      А вот "Хоббит" гораздо хуже получился, его я точно пересматривать не буду. Какой-то уже слишком явный коммерческий проект.

      Удалить